Книга «Си Цзиньпин: новая эпоха» является продолжением предыдущей, под названием «Си Цзиньпин: по ступеням китайской мечты». Между выходом двух книг прошло всего три года. Но за это время произошли события, которые позволяют говорить о вступлении Китая в новую историческую эпоху. Обобщив идеологические и практические перемены пятилетнего периода после выдвижения Си Цзиньпином долгосрочного плана «китайской мечты о великом возрождении китайской нации», XIX съезд Компартии Китая в октябре 2017 г. пришел к однозначному выводу: партия и руководимая ею страна теперь живут в условиях «социализма с китайской спецификой новой эпохи».
Главные цели книги таковы: изложить ключевые события и проанализировать важнейшие тенденции первых пяти лет руководства Си Цзиньпина. Особое внимание при этом уделяется экономике, общественным отношениям, внешней политике и отношениям с Россией. Еще одна цель – напомнить о непростой биографии «главного китайца планеты», рассказать о неразрывно связанных с ним ярких фигурах отца Си Чжунсюня, выдающегося деятеля революционной эпохи, а также Пэн Лиюань, жены и знаменитой исполнительницы народных песен. Особое место занимает анализ решений XIX съезда КПК и вытекающих из них в обозримом будущем событий и явлений.
Желание написать книгу о Си Цзиньпине впервые появилось у меня вскоре после его выступления про «китайскую мечту о великом возрождении китайской нации» в конце 2012 г. Обдумывая основные положения новой концепции и работая над статьями о ней, я понял, что в Китае появился необычный лидер. Он явно пришел к руководству страной не только для того, чтобы решать текущие проблемы и обеспечивать движение страны по инерции, пусть даже вызывающей зависть во всем мире. Постановка двух масштабных и долгосрочных «столетних целей» с их реализацией в 2021 и 2049 гг. продемонстрировала способность нового лидера заглядывать в будущее. Призыв к «великому возрождению китайской нации» доказал готовность ставить перед нацией мобилизующие, стратегические цели.
Этот долгосрочный план вобрал в себя весь 60-летний жизненный опыт Си Цзиньпина: долгие годы изнурительной работы среди беднейших крестьян, десятилетия управления сначала деревнями и уездами, а затем провинциями и мегаполисами, изучение трудов древнекитайских мудрецов и классиков марксизма. В этом плане просматриваются заветы его отца Си Чжунсюня, не боявшегося «идти против течения» и репрессированного за это старого революционера, который успел после реабилитации воплотить свою «китайскую мечту» в создании знаменитых специальных экономических зон в приморских провинциях Китая.
План «китайской мечты» не стал «чистым листом бумаги, на котором можно писать самые красивые иероглифы». Он учитывает ошибки прежних правителей Поднебесной, которые привели к унижениям великой державы, к трагическим экспериментам в экономике и авантюрам в политике. Он базируется на разработанной Дэн Сяопином и другими старыми революционерами стратегии «реформ и открытости», которая вывела Китай на нынешнюю траекторию успеха.
Наряду с трезвым анализом внутренних проблем и международной обстановки этот план несет в себе заряд яростного идеализма, который вел китайских революционеров на кинжальный огонь японских и чанкайшистских пулеметов. Он сохраняет сгусток веры в возможность построения общества благополучия и справедливости.
Си Цзиньпин и его великие предшественники
Из прочитанных за 50 лет книг по истории Китая я вынес такое убеждение. Раз в несколько веков во главе этой страны в решающие моменты оказывались деятели, которые понимали необходимость развития державы по новому пути. Своей харизмой, своей могучей энергетикой они придавали необходимый импульс движения, которого хватало наследникам на долгое время. Они приходили со своими стратегическими проектами и оставались в истории благодаря их успешному претворению в жизнь.
В Китае стали почитать героев истории. Гигантские фигуры императоров Янь-ди и Хуан-ди в окрестностях города Кайфэн
Победивший всех своих соседей в многолетней войне первый император «всея Китая» Цинь Шихуан-ди видел необходимость объединения Поднебесной и объединил ее, пусть жестоко и ненадолго, – его империя просуществовала всего 14 лет (221–207 гг. до н. э.). Против внешних врагов он начал строить Великую стену, унифицировал денежное обращение, иероглифы, стандарты строительства дорог и зданий, создал эффективную административную систему. По существу, именно он заложил основу дальнейшего единства и величия Китая.
Легендарный император Хуан-ди, Желтый император, считается общим предком всей китайской нации. Окрестности города Кайфэн, бывшей столицы Китая
Император династии Хань У-ди вошел в историю Китая как создатель устойчивой и передовой цивилизации, благодаря чему ее название на тысячелетия стало самоназванием китайской нации (ханьцзу). У-ди пришел к власти через полвека после краха империи Цинь. Его прадед, дед и отец возрождали из руин единое государство, вновь распавшееся в результате восстаний и междоусобных войн. Они с трудом налаживали нормальную жизнь после жестоких экспериментов Цинь Шихуан-ди, который выжимал все соки из народа ради строительства сотен дворцов, десятков крепостей и стратегических дорог, закапывал живьем идейных противников-конфуцианцев. У-ди положил начало Великому шелковому пути, отправив на Запад сначала экспедицию дипломата-разведчика Чжан Цяня, а по его стопам кавалерию и торговые караваны. Он наладил добрососедские отношения с северным кочевым народом сюнну, для защиты от которого и строили Великую Китайскую стену.
Император Цинь Шихуан-ди впервые объединил Поднебесную. Статуя в Национальном музее Китая. Пекин
У-ди боролся с коррупцией и расточительством, умиротворял готовивших заговоры удельных князей, обуздывал корыстолюбивых сановников. Не отказываясь совсем от идей излюбленной Цинь Шихуан-ди «школы законников» фацзя, проповедовавшей жестокость и наказания в качестве метода управления, он возродил и поставил на главное место гуманное конфуцианство, соединил с ним другие учения, создав новую национальную идеологию. Он окружил себя сотней ученых-советников, поощрял образование и науки, но, может быть, главное – он раскрепостил созидательную энергию своего народа, снизил налоги, ослабил всевозможные ограничения. Численность населения быстро росла, строились ирригационные сооружения, дороги, города. Неуклонно расширялись и пределы империи. У-ди царствовал необыкновенно долго, целых 53 года (140–87 гг. до н. э.), а династия под названием Хань просуществовала более четырех веков (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.).