Елена Алексеевна Артемьева, или как её называли муж Юра, друзья и сослуживцы, Леночка, зашла в учительскую за полчаса до начала первого урока. Она всегда любила приходить пораньше, чтобы было время подготовиться к уроку, собраться с мыслями, настроиться на его удачное проведение. «Урок – это маленький спектакль», – говорила её любимый педагог Ирина Сергеевна Нестерова студентам филологического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена А.И., – «…а преподаватель тот же актер, от которого зависит пройдет ли урок на одном дыхании, захватит ли он ребят, или им будет нудно и скучно, а сам урок будет тянуться до бесконечности…». И вот уже 19 лет Елена Алексеевна следует её советам. К уроку готовится основательно, всегда приходит в класс аккуратной, подтянутой, с легким неброским макияжем и тщательно уложенными в тяжелый узел на затылке густыми русыми волосами. Она ещё с детства была послушной, обстоятельной и можно сказать образцовой девочкой. Дочь военного, привыкшая кочевать по гарнизонам и менять школы, она, тем не менее, ухитрялась не запускать учебный материал и окончила Вологодскую среднюю школу с золотой медалью, без труда поступила в институт, который успешно окончила.
Трудолюбивая и ответственная в учебе, Леночка точно такой же была и в личной жизни. С Юрой Артемьевым она познакомилась во время летних каникул после третьего курса. Молоденький лейтенант начинал свою службу в той же Вологодской военной части, в которой Леночкин отец её завершал в звании подполковника. Сама дочь офицера, она не представляла себе другую жизнь, кроме жизни офицерской жены. И профессия учителя русского языка и литературы очень пригодилась ей в этой жизни. Отличный педагог, образцовая жена, преданная мать, в этом была вся её суть. Юра оказался прекрасным мужем, он обожал свою Леночку, советовался с ней во всем. Единственный сын, ненаглядный Ванечка, тоже радовал мать. Парень был очень хорош собой. Он был красив какой-то аристократической благородной красотой.
Ваня хорошо учился, занимался спортом, был нападающим школьной футбольной команды. В этом году Ваня оканчивал школу и решил поступать в высшее военное летное училище, повторив путь своего отца. Заведующим кафедрой в этом училище был друг Юрия Анатольевича ещё с курсантских времен, он обещал подстраховать Ваню при поступлении и во время учебы присматривать за ним. Ведь это так хорошо, что вдали от родителей сын не будет одинок.
Не удивительно, что у Елены Алексеевны почти всегда было ровное хорошее настроение, настроение благополучной и любимой женщины, счастливой в браке и довольной своей работой. Правда, за годы службы мужа, пришлось сменить не одно место работы, а сейчас судьба и вовсе забросила их в чеченский город Грозный. Население в Грозном интернациональное. В их части служат русские, украинцы, татары, чеченцы и представители других народов России. И, хотя полгода как нет той страны, в которой родились и выросли она и муж, могучего Советского Союза, но осталась единая и неделимая Россия, преемница уничтоженной страны. Сам развал великой страны был каким-то искусственным, несерьезным. Казалось, вот поиграют бывшие союзные республики в независимость и снова объединятся в одной стране. Ведь от добра добро не ищут.
В это майское солнечное субботнее утро у Елены Алексеевны настроение было особенно хорошим. Решался вопрос о переводе Юры в Ленинградский военный округ. Елена Алексеевна открыла форточку, с наслаждением вздохнула свежий, теплый воздух и улыбнулась. Утро было замечательным, а впереди ожидался чудесный день.
Одиночество Елены Алексеевны прервала преподаватель химии Нина Петровна Волкова, женщина ехидная и завистливая, которую Елена Алексеевна недолюбливала.
– Привет, Леночка! Ты как всегда первая и не спится тебе, – притворно приветливо пропела Нина Петровна. – Как Юрий Анатольевич? Ванечка? Красавчик он у тебя и умница. Моя Наташка о нем мне все уши прожужжала. Да видно шансов у неё маловато. Вчера пришла она после дискотеки расстроенная, говорит, Ваня твой от Лалы Бегоевой не отходил ни на шаг и провожать её пошёл. Это, конечно, очень романтично, прямо по Лермонтову, современные Печорин и Бэла.
Елена Алексеевна вздрогнула. Её Ваня вчера, действительно пришел поздно, весь сияющий. И хотя он сказал, что задержался с ребятами, Елена Алексеевна заподозрила, что такой вид у молодого парня может быть только после общения с девушкой, которая по – настоящему нравится. Ну что же, подумала она тогда, на то и молодость. Когда ещё увлекаться девушками, если не в 17 лет. Но Лала Бегоева? Это девушка училась в 10А классе, как раз в этом классе у Елены Алексеевны должен быть первый урок. Елена Алексеевна любила этот класс, и что греха таить, во многом именно из-за этой Лалы. Даже женщинам было трудно оторвать взгляд от этой девушки. Мало сказать, что она была красавица, её лицо обладало каким – то магнетизмом, на неё хотелось смотреть и смотреть. Лала прекрасно танцевала. На новогоднем концерте она в национальном костюме исключительно красиво исполнила чеченский танец. Присутствующее на концерте райкомовское начальство с воодушевлением хлопало ей. Директор школы и руководитель художественной самодеятельности за организацию концерта получили грамоты от райкома. Учебный материал Лала схватывала так же легко, как и танцевала. Елена Алексеевна как- то услышала, как Лала на перемене говорила подругам, что не читала заданное произведение, а только пролистала критику. Елена Алексеевна, желая посмотреть, как девушка выкрутится, вызвала её отвечать. Но та отлично ответила не только по критике, но и сделала свои оригинальные выводы по произведению, как будто она прочитала его от начала до конца.
Однажды, после субботника несколько девушек из 10А и Елена Алексеевна задержались в классе. Учительница предложила школьницам, среди которых была и Лала, попить чай с принесенными ею домашними пирожками. Говорили о разном, в том числе и о планах на жизнь. И тогда Лала, к удивлению Елены Алексеевны, заявила, что хочет выйти замуж за русского, а не за чеченца.
– Я хочу жить свободно, как живут русские женщины, а не быть служанкой мужчины, как большинство чеченок.
И Елена Алексеевна тогда подумала, что эта девушка вскружит голову любому парню, в том числе и русскому. Но чтобы этим парнем оказался её Ваня? Да упаси бог от такой напасти! И хотя Елена Алексеевна была воспитана в духе советского интернационализма, и ей было неприятно, когда оскорбляли или с презрением говорили о других национальностях, но это было в общем. А конкретно ей вовсе «не улыбалось» получить чеченскую невестку. Чеченцы народ чужой, со своими традициями и лучше держаться от них на расстоянии. Нужно присмотреться к Лале и Ване. Хорошо, что Нина из желания испортить ей настроение предупредила её.