Всё в этом мире взаимосвязано: звуки, цвета, смыслы. И все они составляют единое целое, которое может быть и гармонией, и диссонансом, любым иным сложным сочетанием. Одни люди видят это единство, другим не до этого, ибо озабочены делами насущными, но оно, единство и взаимосвязь всего сущего существует. И человек связан с этим единством множеством невидимых нитей.
А с музыкой человек не только связан, но и творит её, даже не обладая никакими музыкальными талантами. Музыка – это жизнь чувств, а человек – это прежде всего чувство.
Для каждого человека важнее всего собственные ощущения в этом мире, его самочувствие. Он чутко прислушивается к своим ощущениям, замечая все оттенки чувств и даже их цвета. Ему ведомы и светлая грусть, и чёрная тоска, знакомы все цвета радости.
Вокруг звучит музыка, которую мы называем жизнь. А дирижером является реальность. Она рождает и желания, и чувства, и мысли и действия. Желает того или не желает, человек все равно находится в оркестре жизни. И исполняет свою партию. Дирижер-реальность не спрашивает нас, хотим мы этого или нет. Реальность управляет, вынуждает, приказывает. Слабый человек лишь подчиняется, а сильный человек становится соавтором. У каждого свой выбор.
Одинокий человек – это звучание одного голоса под аккомпанемент жизни. Голос одинокого человека включается в общее звучание, в многоголосие всего того, что его окружает. Одинокий человек живет в контрапункте и чем он дольше в нём живет, тем слабее, бесцветнее его звучание. Михаил Иванович Глинка, обозрев жизнь взглядом гения, определил её суть: «Всё в жизни – контрапункт, то есть противоречие». С мнением Глинки согласился даже немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель, сказав, что любое развитие основывается на борьбе противоположностей, в их взаимопроникновении.
Примечательно то, что и по сей день ничего не изменилось. Законы борьбы противоположностей действует и ныне, хотя и не все о нем знают: внутренней основой развития и человека, и жизни, и мира является не что иное, как противоречие. Мужчине всегда противостоит жизнь – он должен найти в ней своё место, свою цель и свой смысл. И лишь тогда он обретет и счастье, и любовь. А женщинам противостоит мужчина. Они ищут в жизни мужчину, который или нашёл свое место в жизни, или обречен его найти. Ищут мужчину-творца, которого будут направлять по жизни и любить.
Ничто не сравнится по силе с воздействия музыки на человека, потому что чувство сильнее мысли. Чувствами человек понимает о жизни гораздо больше, чем мыслями. Чувствами он улавливает малейшее противоречие и пытается его преодолеть, чтобы достичь гармонии, к которой сознательно или бессознательно всегда стремится, но не всем это удается, потому что есть такая немаловажная вещь, как тональность.
В музыке тональность – это сила звука: шепот – это грусть, а отчаяние – барабанная дробь. В жизни же – это неизменяемый жизненный настрой человека, с которым он рождается на свет. В народе говорят: «Не родись красивым, а родись счастливым». Родись с настроем на счастье и оно непременно будет в твоей жизни. Жизненных настроев всего два – одна на победу, а другая – на поражение, в музыке это минорная и мажорная тональности. Два противоположных начала живут в человеке и вступают в схватку меж собой, когда человек пытается чего-то достичь, осуществить своё желание, свою мечту. Одному началу нужно поражение, а другому – победа.
И только музыке по силе описать эту внутреннюю борьбу, происходящую в человеке, со всей её переменчивостью, не только её видимых проявлений, но и невидимых переживаний.
Арпеджио – это исполнение звуков аккорда вразбивку, когда звуки исполняются в быстрой последовательности. В жизни человека арпеджио – это эмоции. Стремительные арпеджио – это рассказ о том, как чувства растут, набирают силу и вот уже человек или ввергнут в бездну отчаяния, или вознесен на вершину радости. И тут уже звучат полноценные аккорды.
В тональности ре минор и ре мажор живёт человек с непокорным и мятущимся духом, человек глубоких чувств и сильных страстей.
Ре минор – это тоска по божественному, тоска по любви. Ре минор – это обращение к самому себе, вопросы и поиск ответов. Ре минор – это интровертная музыка, музыка внутреннего космоса человека.
И лишь когда найдутся ответы на главные вопросы, человек обратится к миру, зазвучит ре мажором, музыкой обращенной к миру, музыкой радости и любви.
Откуда взялась эта удивительная музыка? Да ниоткуда. Она жила в самом человеке и требовала пробуждения, а пробудить её мог только другой человек, с не менее непокорным духом, способным глубоко чувствовать и жить настоящей жизнью.
«Для меня написать симфонию – означает всеми средствами построить мир», – сказал о своем творчестве Малер. И, верно, изрек истину, раз эта фраза стала крылатой.
В музыке при наложении мелодий возникает чудесная гармония, в жизни происходит то же самое, когда рождается истинная любовь и звучит симфония – прекрасное созвучие двух сердец. Лишь когда любовь рождается в душе человека, начинается жизнь, когда невозможное становится возможным. Когда два человека создают свою вселенную, где живет любовь.
Первый рабочий день после затяжных майских праздников радовал солнечной и жаркой погоды. Жарко было как в июле.
Даша шла домой. Не спеша. Ибо торопится ей было некуда и не к кому. Все дело было в усталости, но не физической, а душевной. Усталость эта копилась весь год и не прошла даже после долгих выходных, вот поэтому в этот прекрасный майский день ей было грустно, как никогда. Она существовала контрастом, диссонансом к весеннему буйству жизни вокруг.
В свои двадцать пять лет Даша твердо знала, что самая грустная штука на свете – это жизнь. К тому же у неё было высокое образование по сравнению с окружающими. Её высокое образование требовало от жизни больше, чем та могла ей дать.
Даша преподавала литературу и русский язык, пытаясь пробудить в детях если не любовь, то хотя бы понимание Пушкина и Достоевского, но не очень успешно, потому что они были из другой непонятной для современных подростков жизни. Старая и опытная преподаватель литературы Марина Николаевна её успокаивала: «Не переживайте особо, и в наше время было то же самое. Большинство из них прекрасно проживут без знания классики. Процент тех, кто читает Достоевского, не меняется со временем. И это вселяет надежду».
Даша соглашалась, понимая, что до трагичного Достоевского нужно дорасти, прожить жизнь сердцем, чтобы почувствовать то, что чувствовал великий человек. И все равно не оставляла надежд достучаться до каждого, сожалея, что так мало часов отводится на изучение литературы, но у тех, кто управлял такой тонкой материей, как образование, было другое представление о жизненных приоритетах.