Глава первая,
в которой ты впервые познакомишься с маленькой девочкой Евой, узнаешь про сказочное утро в день ее рождения, а также о пушистой игрушке по имени Нотик, и золотом паучке в старинном дедушкином шкафу
Ева проснулась от того, что ее личико кто- то настойчиво щекотал. Это был солнечный лучик. Он прыгал по ее щечкам, кудряшкам, носику и как будто шептал: «Ну, вставай уже засоня, хватит валяться». Иногда лучик куда-то ненадолго исчезал. Но потом снова вдруг появлялся. Проскальзывал сквозь веточки и листочки вишневого дерева, растущего перед старым дедушкиным домом в деревне Калиновке, и настойчиво продолжал свою веселую игру. Еве было приятно от его прикосновений. Ведь лучик был таким теплым и ласковым. Он стремился также заглянуть под ее реснички. Но девочка сжимала их так сильно, что этого ему никак не удавалось сделать.
Ева улыбалась не только лучику. Были на то и другие причины. Ведь сегодня ей исполнялось девять лет, и поэтому она ожидала много радостных и неожиданных сюрпризов. Этот день рождения должен быть обязательно сказочным! Так ей вчера перед сном сказала любимая бабушка Зина. А дедушка Матвей, гладя вечером внучку по голове, шепнул ей на ушко, что девять лет – это самый-самый волшебный и счастливый детский возраст. Он говорил, что некоторым, особенно очень добрым детям, удается в этот день даже попасть в сказку и встретиться там с настоящим волшебником. При этом удивительные события могут начинаться для таких детей прямо с утра. Ева вспомнила эти дедушкины слова и зажмурилась еще сильнее, приказывая самой себе: «Ну подожди хотя бы одну минутку, а то глазки раньше откроются, а сказка еще не начнется»!
Но солнечный лучик, перебегая со щечки на щечку, все – таки сумел пробраться к ней под реснички. А когда Ева открыла глаза, то тихо вскрикнула от удивления. Рядом с ней под одеялом на кровати лежала игрушка – пушистый Енот!… Да-да, тот самый пушистый зверек из магазина игрушек, которого она уже давно просила купить у мамы и даже придумала ему имя – Нотик. Магазин был в деревне недалеко от дедушкиного дома, и Ева часто заходила туда, чтобы поглядеть на пушистого зверька. Ей почему-то всякий раз казалось, что и Нотик тоже смотрит на нее и с нетерпеньем ждет, когда же его заберет эта маленькая добрая девочка. Продавец, глядя на Еву, только улыбался и говорил:
– Ну, что… Прямо так сильно нравится?… Мне кажется, что он тоже хочет к тебе. Попроси маму получше, и она его обязательно купит в подарок.
И вот сейчас это желание неожиданно исполнилось. Рядом с ней на кровати лежала долгожданная игрушка.
– Это мамочка купила! – догадалась и вслух произнесла Ева. Она все еще не могла поверить своим глазам, но Нотик правда был рядом. Он как будто улыбался и преданно смотрел ей прямо в глаза. Евочка от радости вцепилась в него обеими руками и уткнулась носом в пушистую шкурку:
– Нотик, это ты! Наконец – то! Мой хороший! Я не могу пока поверить, но… Ты рядом?! Ура! – шептала она, – Мы теперь с тобой будем все делать вместе – гулять, кушать, бегать, веселиться, знакомиться с моими друзьями… – я тебя никогда никому не дам в обиду!
Девочка прижималась к своей новой игрушке, гладила и говорила всякие ласковые слова. В эти минуты ей показалось, что и енот тоже как будто прижимается к ней и украдкой гладит ее по щечке своей ладошкой.
– Как в сказке! – сказала Ева и осторожно взяла Нотика за лапку. И опять ей показалось, будто зверек в ответ сжал ее пальчик в своей мягкой ладошке. Ева засмеялась, поцеловала своего друга в носик, спрыгнула с кровати и … замерла от неожиданности!
Она и не заметила, целуя и обнимая своего Нотика, что вся ее комната была украшена красивыми разноцветными шарами. Они были самой разнообразной формы, свисали с потолка, «разбегались» гирляндами по стенам и окнам, висели в воздухе и лежали на полу высокими горками. Их было так много, что между ними можно было даже прятаться.
– Сказка! – вслух произнесла Ева. – Неужели это все бабушка с дедушкой сделали? Точно! Ведь они говорили мне вчера, что утро будет обязательно волшебным!
Девочка восхищенно бродила между шарами. Она прижимала к себе Нотика и с удивлением разглядывала свою комнату. Пробираясь сквозь горки шаров, Ева заметила на полу узкую яркую дорожку из разноцветных конфетти. Эта дорожка вела к большому старинному дедушкиному шкафу, стоящему напротив кровати у дальней стены комнаты.
– Наверное, там спрятан подарок, – догадалась она, – иначе, зачем бы здесь были раскиданы конфетти?
Ева медленно шла по комнате, внимательно рассматривая то, что у ней шуршало под ногами.
Дедушкин шкаф был старый и состоял из множества полочек, ящиков и дверок – маленьких и больших, которые обязательно закрывались ключами. На его верхних полках почти у самого потолка размещались пожелтевшие от времени книги, и находились какие-то пока еще неизвестные Еве предметы. Бабушка раньше рассказывала, что там хранятся большие секреты. Ева знала, что шкаф достался дедушке от Седовласа – одинокого старца с длинной седой бородой и мохнатыми бровями, который жил в своем небольшом домике в лесу через речку от деревни Калиновки. Его небогатая хижина находилась посреди огромной поляны, усеянной красивыми цветами. Рядом была летняя кухня, где хозяин ел, угощал друзей и хранил припасы. Здесь всегда было много птиц, которые весело чирикали. Но когда к поляне подходил кто-нибудь чужой, то они начинали щебетать так сильно, что старец бросал все свои дела и, дружески улыбаясь, выходил встречать гостей. Он был особенно рад, когда к нему приходили дети. Евочка вместе с другими ребятишками из Калиновки бывали у него почти каждый день. Они играли, рисовали, учились у старца вязать корзинки и вырезать деревянные фигурки. Особенно всем нравилось слушать его удивительные сказки о добрых поступках волшебников в какой-то далекой неизвестной стране.
Добрые люди говорили о Седовласе хорошо, а злые боялись его и обходили стороной. Старец, несмотря на свой почтенный возраст, был очень бодр. Зимой он обтирался снегом и носил один длинный кафтан. А летом мог целыми днями бродить по лесу в поисках грибов, ягод и целебных трав.
Говорят, что по вечерам, когда дети уходили домой, к Седовласу из глубин леса пробирались больные животные, с которыми он разговаривал и лечил специально заготовленной травой. Дедушка рассказывал, что старец всегда жил в лесу один. Его родственники давно уже все умерли. А ему самому было около двухсот лет, а может даже и больше.
Так Седовлас и жил бы дальше в своей неприметной хижине. Но однажды он неожиданно для всех заболел и стал настолько немощный, что с трудом передвигался. Дедушка Матвей, узнав об этом, принялся ухаживать за ним вместе с внучкой. Они пытались лечить его, приносили пищу и убирались в хижине. Однако жизнь Седовласа продолжала угасать. И когда ему стало совсем тяжело, он, поблагодарив дедушку за заботу, подарил ему таинственный старинный шкаф – тот самый, который и стоял сегодня в комнате у Евы. Седовлас передал дедушке ключи от ящиков в шкафу и долго рассказывал ему что-то по секрету шепотом. Дед Матвей пообещал старцу выполнить все его просьбы и бережно относиться к подарку. Вскоре после этого разговора старец неожиданно исчез. Он как будто испарился. Его долго искали всей деревней, да так и не смогли найти.