Он и она молчали в ночи. Зачем слова, когда кругом тишина. И кажется, что нет ничего вокруг. Хотя, если прислушиваться, тишина о многом говорит.
Она когда-то написала стихи:
Тишина
Я молчу, и тишина молчит.
Кто-то в ней отчаянно кричит.
Только вот неслышно никому.
Кто кричит? Зачем и почему?
И молчит в ответ мне тишина,
И молчу я вместе с ней до дна.
Или нет, до бесконечной дали,
Я молчу, и все мы в ней молчали.
А в ответ услышу отблеск стали,
Иль любви, иль радости, печали.
Потому что тишина молчит
Только тем, кто не молчит – кричит.
Если замолчишь хоть на минуту,
То услышишь много в тишине
И узнаешь много о себе.
Апрель 2007 г. Посвящается СЛ
– Ты? – прошептала она. – А тебе снятся сны? – спросила девушка.
– Да, разумеется, – ответил юноша.
– А ты помнишь, о чем они?
– Помню. Я их сам создаю, когда захочу.
– Всегда-всегда?!
– Всегда… Ты тоже сама создаешь свои сны. Просто не хочешь этого замечать.
– Я? Мне вечно какая-то чушь снится. Как я могу их создавать?!
– Ты просто не хочешь этого признавать. Каждый сам создает свою жизнь, свое окружение, свои сны и мысли… Просто выбирая, во что верить и что думать.
– Ну ты загнул… Я же не выбирала родителей и место рождения.
– Ты так думаешь? Подумай еще.
Что-то изменилось. Она увидела, как в окружении друзей (и почему она уверена, что они друзья?) она выбирала роль и как другие актеры разбирали роли.
–Я хочу научиться прощать.
– Тогда тебе надо родиться в семье тиранов, которые будут тебя всегда обижать и унижать…
– Я согласна.
– Тогда я буду твоим папой. Я буду говорить тебе, что ты никто и никогда не сможешь чего-то добиться в этой жизни. Каждый день я буду напоминать тебе о твоем ничтожестве. Когда ты сможешь мне это простить, ты сможешь простить всех.
– А я тогда буду твоей мамой. Я не буду проявлять к тебе никаких чувств, чтобы ты чувствовала себя ненужной, и буду вечно занята на работе. Работа для меня будет на первом месте. У тебя будут репетиторы, но не будет друзей. Я стану жестко пресекать все попытки с кем-то сдружиться. Огражу тебя от людей, которые будут тебя искренне любить. Когда-нибудь ты сможешь простить меня.
– Спасибо, мои дорогие, я вас люблю!
– И мы тебя любим.
Каждый выбирал роли. Учитель, который сделает изгоем, сосед, вечно задирающий, и множество других ролей. Ведь для того чтобы научиться прощать, нужно многое пережить, научиться прощать в любых ситуациях.
– Не может быть, чтобы я на все это согласилась. Это же бред!
Он просто улыбнулся и ничего не сказал. Она подошла ближе и заглянула в его глаза.
– Я, получается, так и не научилась прощать… Я одна, без семьи и друзей. По большому счету, у меня только куча приятелей, которым я и не нужна. А друзей нет.
– Ты ошибаешься. У тебя есть любящие тебя. Мы всегда рядом. Мы тебе причиняем страдания, чтобы ты стала лучше, из любви к тебе. Мы уважаем твой выбор и готовы тебе помочь.
– Но почему?
– Кому-то нужно было научиться жестокости, кому-то управлять. Каждый выбирает ту роль, которая ему ближе. Но мы – семья. Где бы мы ни жили, в каком бы времени и пространстве, мы все делаем из любви друг к другу. Просто иногда об этом забываем.
– А почему ты мне сейчас об этом говоришь? Я умерла?
– Нет, ты просто попросила помощи, и я не мог не прийти, я тебя люблю.
– Я думала, я одинока, никому не нужна… и вообще. Я хотела покончить с собой, но не смогла. Я так и не простила никого в своей жизни. Понимаешь?! – заорала она.
Он нежно обнял ее и начал гладить по голове, как маленькую. Просто молча. Она плакала навзрыд, вспоминая всех, кто ее когда-то обидел.
Шаг за шагом ситуации сменяли одна другую. И, чем больше их было, тем больше она понимала, что эти ситуации сделали ее сильнее. Лучше, многограннее.
Мама не обращает внимания, значит, надо учиться на пять. Не получается – тогда вести себя так, чтобы выгнали из школы. Художка, музыкалка, танцы и много чего еще. Каждый шаг – попытка доказать, что я чего-то стою. Не просто так… Папе, маме, всем, кто рядом. Иногда проблески уважения давали силы на новые поиски. Умение принимать решения в зависимости от настроения родителей, надевать маску спокойствия, даже когда особенно плохо. Все это в жизни потом дало большие преимущества перед другими.
Картины, мелькающие перед глазами, исчезли, уступив место спокойствию и умиротворению. Полное спокойствие и тишина. Она стояла, прижавшись к нему, и ничего не хотела.
– Мне кажется, что я сошла с ума… Но мне очень хорошо сейчас. Знаешь, я научилась прощать. Ты мне помог, спасибо! Ты сейчас уйдешь?
– Да.
– И когда ты в следующий раз будешь?
– Я всегда с тобой рядом, ты же знаешь.
– Я пока еще поживу, ты появишься в моей жизни?
– Ты хочешь этого?
– Да.
– Хорошо. Мы с тобой встретимся. Очень скоро. Жди.
И он исчез. Она огляделась вокруг. Комната в полумраке рассвета была освещена проблесками восходящего солнца. Тени, еще недавно окружавшие ее и давившие на психику, расступились. Уступив место тишине и спокойствию.
Тишина молчит.
Она умылась и легла спать, и в этот раз ей снились радужные сны. Она вспомнила, что сама создает себе сны и кошмары уже не нужны. Ведь и без них можно научиться прощать. Она с улыбкой вспомнила еще раз всех своих обидчиков и сказала им спасибо.
Проснувшись, умылась и набрала номер телефона. Когда-то это был нелюбимый номер, который она набирала в крайнем случае.
– Алло.
– Здравствуй, мамочка!
– Здравствуй, – прозвучал настороженный голос.
– Мамочка, я звоню, чтобы сказать, что я тебя люблю…
– С тобой все в порядке?
– Да, мамочка. Просто сегодня ночью я поняла, что ты очень близкий и родной мне человек, я тебя люблю…
На том конце звучала тишина, но ответа не требовалось.
– Мамочка, не плачь, я тебя люблю. Я к вам завтра приеду. Сегодня вечером поезд. Целую.
– Приезжай, мы тебя ждем.
Потом было еще множество звонков и встреч. Текли слезы, были задушевные беседы. Оказалось, что друзья есть, просто их нужно было заметить.
Встреча с родителями была незабываемой. Накрытый стол и настороженность, которая сменилась объятиями и смехом. Были задушевные беседы и множество сказанных слов. Но это уже другая история.
Ее жизнь изменилась. Она когда-то научилась фотографировать и очень любила это. В свободное время делала снимки. И на праздники была постоянным фотографом. Вот только просить деньги за свой труд всегда стеснялась. И «пахала» на работе, на жутко нелюбимой и надоевшей работе. А еще она любила рассказывать истории, прочитав что-то или представляя себя каким-нибудь героем романа. Но это было так несерьезно.
Как ей казалось. Но после всего, что произошло, ей захотелось сделать необычный, запоминающийся подарок. Своей подруге она сделала фотокнигу. С ее фотографиями и историей о ней любимой. Ведь они были знакомы столько лет! Подарок понравился и вызвал бурю эмоций. Ей заказали еще несколько книг. И дальше пошло.