Жили были старик со старухой и было у них три сына. Старший сын был умным и своей сообразительностью даже пугал и настораживал окружающих. Средний сын был хозяйственным и предприимчивым и на него поглядывали как на перспективного жениха. Младший сын был дурак дураком и по мнению соседей никуда и ни на что не годился.
Вот однажды родители, посмотрев на солнце, луну и звёзды решили, пора. Призвали сыновей и начали держать речь:
– Вы дети уже выросли, стали взрослыми и пора создавать свой дом, свою семью. Идите и ищите свою половинку, свой путь, своё счастье. Мы вам дали что смогли теперь вы сами должны протоптать каждый свою дорогу. Вернётесь через тридцать лет и три года. Каждый из вас расскажет как пролегал его путь, познакомит с избранницей, предъявит наших внуков. Жена каждого пусть удивит своим искусством и пользой для окружающих. Каждый из вас покажет нам с бабкой свои глаза и мы убедимся нашли ли вы то зачем вас посылали? Нашли ли вы счастье?
Сказано, сделано.
Старший сын взял денег, сколько определил ему батюшка и попросил ещё. Одел свои лучшие наряды, прихватил и повседневное, подмена на всякий случай, набрал продуктов и снеди различной, что можно было кормить месяц целую дружину. Вскочил на лучшего отцова жеребца. Но жеребец не поскакал как прежде, а еле передвигал ноги от клади и только помощь соседей отправили его в путь. Сразу направил коня в сторону ближнего леса, искать дорогу в столицу.
Средний сын денег у отца взял, а на предложение добавить ещё ответил мудрёно: «На начальный капитал не достаточно, а на дорогу хватит, остальное сам заработаю». Оделся в обычную одежду, взял у матери туесок с хлебом, луком, репой и кувшин кваса, и спросил у отца разрешения взять старую кобылу «Звёздочку». Направился в сторону постоялого двора.
Младшенький, он же дурак, он же Ванька от денег отказался, сославшись на то, что всё равно потеряет. Как был в ношеном армяке не раздумывая отправился в путь. На просьбу взять коня ответил по дурацки: «Ногами оно надёжней». И на вопрос матушки:
– Ты сначала куда?
– А куда душа позовёт, хоть за три девять земель.
Всё время старик со старухой покорно ждали. И всё же от других людей и соседей доходили иногда вести. Про старшего говорили, что занимался изучением наук. Другие уверяли, что заседает на советах по управлению государством. Среднего видели на постоялом дворе. Он вёл беседу с заезжими купцами, которые расхваливали место в дальней части государства. Мол там и свободных земель не измерить, леса богатые, рыбе тесно в водоёмах, девки красоты неописуемой, здоровые, сильные, работящие. А как станут зрелыми, так руками не обхватить. Больше всего беспокоил младшенький. Мало того, что дурак, так и не слуху ни духу. Ни кто его больше не видел и не слышал. Старуха убивалась, о старших хоть что то промелькнуло, а он самый маленький и с дурашливостью в голове, совсем сгинул:
– Ой, наверное не дождусь своего последыша, своего Ванечку.
Старик однажды так топнул ногой, что лапоть развалился:
– Ты старая всё время была верной и послушной женой. Так вот велю, прекратить стенания и ждать. Мы послали их, нам и дождаться. Вот все вернуться, встретим, определим у кого счастье больше, тогда и можно расслабиться. А пока ждём и верим.
Прошло тридцать лет и три года и точно в срок пришло известие от соседей:
– Едут, только вышла заминка, заспорили, кто явится первым. Ваш дурачок, Иван, стал таким разумным, предложил своё видение и с ним согласились. Явиться надо в том порядке, в каком явились на этот свет и в каком родители отправляли искать счастье. Ждите, они прибудут друг за другом.
Первым прибыл старший, Степан. Под лай собак и улюлюканье детворы к дому шестёрка лошадей притащила вязнувший в грязи большой черный металлический ящик на колёсах и с окнами. Дверь ящика отворилась и в ней показался Степан. Он нерешительно замер, потом махнул рукой, снял с головы цилиндр и подал отцу. Затем снял начищенные до блеска туфли и придерживая фалды фрака босиком проследовал на крыльцо дома:
– Извини батя, забыл об окружающей действительности.
– А жена где?
– В машине. Ей надо соорудить проход.
Под смех и деревенские шуточки ребятня с соседями проложили проход из выструганных досок. Соседи и многочисленные зеваки ахнули, когда на всеобщее обозрение предстала жена Стёпы, Эльза. Она была вся в белом. И туфельки и шляпка и перчатки и особенно длинное платье. Платье даже казалось просвечивается насквозь. Она и сама была подстать платью, белокурая, стройная и хрупкая. Насладившись вниманием публики, позволила провести себя в дом. Новоприбывших сразу определили в отдельную комнату для отдыха и приведения себя в порядок. Степан сразу уговорил более расторопных мальчишек побыть в услужении за плату и сразу отправил их перенести вещи из коробки, которую называл машиной. Стали ждать среднего Фёдора.
Фёдор не заставил себя ждать. Под крики зевак: «Едет! Едет!» к крыльцу лихо подкатила карета, запряжённая тройкой отборных жеребцов. Карета не была обременена изысканными украшениями, но чувствовалась уверенность, надёжность и любовь при её изготовлении. Лошади были подстать карете, сильные, ухоженные и познавшие ласку хозяина. Фёдор выпрыгнул из кареты и стиснул в объятиях отца и мать. И только после этого подивились красоте его кафтана.
– А жена?
– Сей момент.
Он открыл дверцу кареты:
– Иди ко мне на ручки, чтоб не замарать твои сафьяновые сапожки.
И не смотря на габариты жены легко доставил её на крыльцо. И опять односельчане смогли подивиться красоте вышивок и орнаментов на её искусно сшитом сарафане. Федя взял её за руку:
Вот батюшка, матушка, моя преданная Марьюшка.
Марья отказалась отдыхать в предоставленной им комнате и включилась с бабкой в хлопоты по кухне. Дед вышел на крыльцо, почесал живот:
– Осталось только дождаться младшенького.
Односельчане рассмеялись:
– Так он уже пришёл, вон сидит на заваленке.
Услышав разговор о себе, Иван подошёл к старику и обнял его.
– А где же твой экипаж?
– Нигде, я пешком, так надёжнее.
– И никак в старом армяке?
– Что Вы батюшка, тот в котором уходил за годы истлел. Это по моему заказу жёнушка изготовила.
– Так с заплатами и изготовила?
– Нет, заплаты по необходимости, как потребуется. Мы не любим когда всё время новое, материю надо экономить, хоть она и бесконечна. А чтоб Вас не позорить, вот у меня в заплечном мешке и парадные портки и рубашка льняные, новые, специально для встречи. Жена у меня рукодельница, старалась и даже пояс сделала с разными цветами и кисточками. Сейчас переоденусь.