Книга первая: Где живет ветер?
Все выходные маленькая Ксюша гостила у бабушки. Вернувшись домой, девочка не узнала свою комнату: вместо привычных мишек теперь на обоях жили маленькие гномы. Их волшебный городок раскинулся от пола до самого потолка и тянулся вдоль всей комнаты. Вот гном-сапожник, столяр, садовод, продавец, цветочник… Каждый гномик, даже самый маленький, был занят своим делом. Ксюше было не по себе среди этого города. Ее игрушки, платья и кофточки были разбросаны по всей комнате, а пыль давным-давно никто не вытирал.
«Ну ничего, – подумала девочка. – Вот завтра с утра все и приберу».
Перед сном, лежа в своей кроватке, Ксюша любовалась городом на обоях. Вскоре она уснула. Сквозь сон она услышала чьи-то осторожные шаги. Кто-то выключил свет и осторожно подогнул маленькое одеяльце.
«Наверное, это мама», – подумала девочка.
Наутро в комнате каждая вещь лежала на своем месте. Платья висели в шкафу, книжки стояли на полке, а разнообразные игрушки были аккуратно сложены в ящик. От пыли не осталось и следа.
– Кто же тут все прибрал? – удивлялась девочка. – Может, это мама встала рано утром и все разложила по местам?
Днем девочка сидела в своей комнате и шила новое платьишко для своей любимой куклы. Да так и уснула за шитьем. Когда она проснулась, платье было готово.
– Кто же его дошил? – снова удивилась девочка.
С тех пор в Ксюшиной комнате часто происходили чудеса. Чьи-то маленькие ручки помогали и заботились о девочке. И Ксюше очень хотелось узнать, кто же это?
Однажды девочка легла в свою кроватку и притворилась спящей. Вскоре по комнате уже топали маленькие ножки. То тут, то там сновали маленькие гномики и раскладывали Ксюшины игрушки по местам.
– Ах, вот кто мне помогает! – закричала девочка и попыталась схватить одного из гномиков. Маленькие жители бросились врассыпную. Один за другим они прятались в своих домиках и больше не желали выходить.
С той поры волшебные жители не выходили из своего города. Ксюше приходилось самой убирать свои игрушки. Вскоре она позабыла о маленьких помощниках.
Но иногда по ночам маленькие ручки снова выключали свет и заботливо поправляли детское одеяльце.
Жила как-то в избушке кошка: белая да пушистая. Бывало, сядет на печи, начнет свой мех вылизывать, залюбуешься. Хороша кошачья шубка! Хозяйка каждый день ласково причесывала кошку, а из шерсти нить пряла, внучкам на носочки.
Все было хорошо в кошке, да только стара она была: сидела себе на печке, на охоту не ходила. Правда, и мыши в ту пору не тревожили хозяев.
Невзлюбил хозяин кошку. Каждый день за леность бранил:
– Коль не ловит мышей, что проку держать в доме лишний рот!
Взял кошку да и отвез в город старшей дочери, а в дом принес молодого котика.
Тоскливо стало хозяйке без кошки. Молодой котик всю ночь бегал по дому, днем спал.
Не причешешь его, не поговоришь с ним…
Вскоре в дом пришла беда. Хоть и ходил молодой кот на охоту, да только с мышами сладу не стало. Со всех углов выглядывали серые мордочки, еду вынюхивая. Придет, бывало, хозяин домой, а жена на столе сидит, мужниного кота проклинает. Пришлось хозяину назад за старой кошкой ехать.
Долго-долго обнимала хозяйка свою любимицу. Обнимала да украдкой по углам поглядывала. Не видать стало мышей. Разбежались воришки по норкам, как будто и не было их вовсе.
«Видно, у них уговор со старой кошкой», – подумала хозяйка и облегченно вздохнула.
Больше мыши не тревожили хозяев. А кошка снова сидела на печи, шубку свою вылизывала да хозяйкины рассказы слушала.
Договорились однажды лиса и медведь добычей меняться. Лиса таскала кур из курятника, медведь – мед да ягоды собирал. Хорошо зажил медведь. Лето было солнечное, с легкими дождями. Ягод уродилось видимо-невидимо. И пчелы на соседней пасеке не так больно жалили. Так они и жили все лето. Об уговоре не забывали.
Стали птицы в стаи собираться. Дни стались короче, холоднее. Ягод на лесной поляне совсем не осталось, да и пчелы на пасеке становились злей день ото дня. Нечем стало медведю с лисой делиться, вот он и решил – сам на охоту сходить.
Подкрался он ночью к деревенскому забору вблизи курятника, нашел лисий лаз, просунул в него свою башку да и застрял. Тянул, тянул медведь голову из плетня, только шуму наделал.
Проснулись деревенские собаки. Залаяли. Из избушки выскочил хозяин с ружьем, в медведя целится. Испугался медведь. Вскочил на все четыре лапы да и вырвал часть досок из забора. С тем и ушел в лес.
Пошел медведь на пасеку, набрал меду, отнес лисе.
А вечером сидел в берлоге, ел курочку, приговаривая:
– Как ни страшны мои пчелы, да только у лисы собаки злее.
С той поры медведь больше не ходил на охоту. Честно выполнял свою работу и лисе мед оставлял.
Колин папа работал на севере, на исследовательской станции. Она находилась так далеко, что письма шли очень долго и приходили нечасто. Когда у нас уже бегут ручьи, над станцией еще кружат метели. Как почтальон в такую погоду доставит письма?
Коля очень скучал по папе. Каждое полученное письмо он перечитывал по несколько раз и аккуратно складывал в шкатулку к другим письмам.
Часто, кормя голубей на крыше, Коля рассказывал птицам о папе на далеком севере, о письмах, которые ждет с нетерпением, о почтальоне, наверное, заблудившемся в пути. Медленно проходили летние каникулы. Писем не было.
Однажды соседские собаки напали на почтальона. Убегая от них, дядя Валентин обронил несколько писем из своей сумки. Летний ветерок тут же подхватил конверты и унес на соседскую крышу.
По крыше медленно прогуливались голуби. Самый большой сизый голубь поймал конверты и спрятал в своем домике.
Утром, когда Коля снова пришел кормить птиц, сизый голубь положил письма в ладони мальчика. В уголке каждого письма стоял долгожданный почтовый адрес папиной исследовательской станции.
Коля, конечно, знал, что когда-то сизый голубь был почтовым и носил письма в соседние города. Но как он узнал, что письма были от папы? Ведь голуби не умеют читать…
О том, что ветер прогоняет тучи, знали все животные в лесу. Но где он живет? Не знал никто. Лесные звери собрались на большой поляне и вместе думали: где искать ветер? Вот уже целую неделю над верхушками деревьев ходили тучи, и некому было их разогнать.
– Конечно, среди самых высоких деревьев, – сказала белка. – Там всегда очень холодно и ветрено.
– В поле, в поле, – запищали полевые мышки. – Он летает среди колосков и раскачивает их из стороны в сторону.
– Нет, – сказала старая лягушка. – Ветер прячется у реки. Он каждое утро тревожит водную гладь и будит весь речной народ.
Звери спорили так оживленно, что не заметили, как ветер разогнал все тучи в небе. Он снова летал то над рекой, то высоко в небе, над верхушками деревьев. А устав, спрятался в своем домике – старом дупле огромного дуба в середине леса.