Книга «Случаи ясного сознания при клинической смерти» знакомит читателя с научными исследованиями в области такого необычного феномена, как работающее сознание и явно нефизическое восприятие во время клинической смерти. Если приток крови к головному мозгу прекратился, то головной мозг не получает нужную глюкозу и кислород, и нейрон не может поддержать потенциал мембраны, что ведет к прекращению нейрональной функции. Во время остановки сердца весь мозг лишен кислорода, что приводит к потере сознания, рефлексов и дыхания. Это состояние называется клинической смертью. Это обратимый этап смерти, так как человека еще можно вернуть к жизни с помощью вовремя сделанных процедур по реанимации в пределах 5—10 минут. И вот как раз во время клинической смерти пациенты иногда испытывают ясное сознание и нефизическое восприятие и впоследствии рассказывают о действиях хирургов в операционной или о событиях за пределами операционной. Такой опыт сознания имеет одинаковые содержательные элементы независимо от возраста, нации, профессии и времени. Выработанная методика по верификации рассказов реанимированных пациентов подтверждает правдивость описанных событий, что, в свою очередь, указывает на существование сознания без функционирующего мозга. В книге приводится статистика случаев ясного сознания и нефизического восприятия при клинической смерти, объясняется методика верификации рассказов пациентов, описываются содержательные элементы и последствия опыта, а также даются примеры квантовых гипотез, объясняющих сознание и возможность данного явления.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся объяснением сознания и его связи с мозгом.
Нина Михайловна Сланевская, кандидат наук, директор Санкт-Петербургского Центра Междисциплинарной Нейронауки с 2009 по 2018 год.
Ключевые слова: квантовая теория сознания, клиническая смерть, мозг, нейрон, нефизическое восприятие, паранормальное явление, реанимация, сознание, электромагнитное свойство, эмпатическая смерть.
1. Паранормальные явления
Пожалуй, самый интересный объект для нашего изучения – это сам человек, а именно: его мозг и сознание. Несмотря на новые технологии сканирования мозга и понимание многих нейрохимических и нейрофизиологических процессов в мозге, еще никто не смог достоверно описать механизм перехода активации нейронов головного мозга в саму мысль. Однако предположение, что нейронная активация приводит к мышлению, занимает ведущее место в современной нейронауке.
Нейроученные-материалисты и нейроученые-постматериалисты отчаянно спорят о том, что является ведущим в этой паре: активация нейронов в мозге, приводящая к мыслительной деятельности, или мышление, заставляющие нейроны возбуждаться? Решение этого вопроса может повлиять как на лечение больного, так и на социальное устройство. Иначе говоря, чему отдавать предпочтение – лечению мозга или правильным мыслям? Расходовать государственные деньги на фармацевтическую промышленность или на учебные заведения в стране?
И хотя клиническая практика показывает, что именно мышление способно изменить мозг физически и химически и вылечить организм без помощи лекарств, мышление продолжает трактоваться как вторичное и производное от активации нейронов. Нейроученые-материалисты не признают и паранормальные явления, так как в рамках «активация нейрона ведет к появлению мысли» просто невозможно объяснить, каким образом, например, происходит ментальное целительство или телепатия, или как объяснить случаи работающего сознания при клинической смерти, когда сохраняется даже чувственное восприятие при отсутствии как подачи возбуждения от рецепторов к головному мозгу, так и активации нейронов в самом мозге. Даже общепризнанная эмпатия и гипноз не имеют полного и достоверного объяснения самого механизма этих явлений. Выдвигаются самые разные гипотезы на этот счет. Эмпатия, например, объясняется наличием зеркальных нейронов в мозге: одному человеку причиняют боль, а другой это чувствует за счет зеркальных нейронов в своем мозге. Но ведь нет прямого раздражения внешних рецепторов, чтобы сигнал от внешних рецепторов передался в мозг и человек почувствовал боль. Как этот второй все-таки ее чувствует? И как объяснить дистанционный гипноз и гипноз без фазы подготовки или согласия гипнотизируемого, то есть никто вам не говорит: «Ваши веки тяжелые, вы хотите спать…» и не заставляет смотреть на ритмично покачивающийся предмет перед глазами, и тем не менее воздействие совершается.
Пока ученые спорят и не могут договориться, что первично – мысль или активация нейрона, и существуют ли паранормальные явления, вообще, практики просто используют паранормальные способности человека, где хотят и когда хотят, и причем уже давно. В США при администрации Эйзенхауэра (1953—1961), ЦРУ создало межведомственный комитет по паранормальным психическим исследованиям. Этот комитет работал около трех десятилетий и выступал спонсором ряда международных научных конференций (Mishlove, 1997).
Были некоторые попытки применения паранормальных способностей и в вооруженных силах США во время Вьетнамской войны. Американские морские пехотинцы были обучены пользоваться биолокационным стержнем (лозой) для обнаружения мин во время войны. Первое сообщение на эту тему был сделано еженедельником «The Observer», публикуемого для американских войск во Вьетнаме в 1967 году. В докладе говорилось, что введенные для использования во 2-м батальоне морской пехоты 5-ого полка биолокационные стержни были встречены со скептицизмом, но они действительно помогли найти несколько вражеских туннелей. Один сержант сообщил, что весь взвод научился, как настроить себя на интуитивные сигналы – этот базовый механизм выживания (Mishlove, 1997).
Во время администрации Никсона (1969—1974) физики Стэндфордского научно-исследовательского института получали повышенное финансирование из правительственных источников, в том числе НАСА (National Aeronautics and Space Administration, сокр. NASA) для психических исследований. Они сумели доказать, что некоторые экстрасенсы имеют такой дар ясновидения, что могут увидеть с большой точностью удаленные физические объекты, включая военные установки, в самых секретных уголках Земли (Mishlove, 1997).
Исследование в Принстонском инженерном научно-исследовательском институте аномалий (Princeton Engineering Anomalies Research Institute) показало, что и нормальные люди также способны к ясновидению – условно первая группа паранормальных явлений (восприятие объектов и событий реального мира за пределами обычного чувственного восприятия). Ломмель считает, что только концепт нелокального сознания может дать объяснение такому явлению (Lommel, 2010). Нелокальное сознание не находится в мозге человека, а связывается с мозгом.