– Лара, ты выйдешь за меня замуж? Мы могли бы подать заявки, как только вернемся домой!
Я изумленно смотрела на него и молчала. Уже не в первый раз слышала эти слова и уже не в первый раз мне пришлось ответить «Нет»…
– Нет.
– Нет? – в его глазах мелькнуло изумление, – Нет? Но я думал…
Испугавшись своих слов, я схватила его за руки.
– Нет, просто я не могу, – сбивчиво попыталась объяснить, – Нет – не в том смысле, что не хочу за тебя замуж! Конечно, хочу!
– А что тогда означает «Нет»? – в его голосе послышались легкая обида и уязвленное самолюбие.
– «Нет» относилось к «подать заявки, как только вернемся домой»… Не смогу. Точнее, мы не сможем…
И почему же? – он повернулся и облокотился на борт теплохода, на котором мы завершали свой круиз выходного дня по Волге. Мы, наконец-то, поехали в настоящий круиз! Всего на три дня, ну и пусть! Зато вместе!
– Потому что… – я окончательно смутилась. – Не знаю даже, как тебе об этом сказать…
– Скажи уж как-нибудь, – бросил он, все еще немного обижено.
– Ты будешь ругаться, – предупредила я.
– Не буду, – он обернулся и на его красивых губах мелькнула легкая улыбка.
– Обещаешь? Ладно, хорошо… – и после недолгих колебаний, робко добавила, – Помнишь, мы утром проходили шлюз? И смотрели, как вода опускается и поднимается… Так вот, это было так интересно и жутковато! Даже невозможно представить, как люди такое создают! Эти стены, эти механизмы, эти ворота! И вот я хотела поближе их рассмотреть, наклонилась над бортом, почти перелезла через него…
– Просто «Титаник»!
– Только закончилось не как в «Титанике». В общем, когда я наклонилась у меня из кармана куртки вылетел мой паспорт. И упал в воду. Прямо в шлюз. И… Прости, твой тоже.
– О боже, – он прижал руку к лицу, – Подожди, пока отзываю свое предложение! Потому что ты совершенно невозможная! Как мы будем с тобой жить… Хорошо хоть, что и правда, закончилось не как в «Титанике»!
– Думаешь, я способна утопить корабль?
– Ты не только на это способна!
– Ладно, – я подошла ближе и обняла его. – Можешь пока отозвать свое предложение. У тебя есть время подумать до тех пор, пока нам не сделают новые паспорта.
***
Как наши мечты становятся реальностью?
Обычно люди живут и постепенно забывают, о чем мечтали в детстве. Поэтому у них нет даже возможности узнать, исполнились ли их мечты. Или каково соотношение исполнившегося к не исполнившемуся?
Иногда что-то вспоминают в разговорах. Например, девчонки могут обсуждать, что загадали в детстве выйти замуж за мальчиков из своего класса, а спустя много лет, и правда, выйти за этих самых мальчиков!
А я вела дневник. Когда проходят годы, мы забываем, как все было, никто не может вспомнить, что случалось в этот год день за днем: недели и месяцы, а иногда сразу несколько лет выпадают из памяти.
Но дневники помнят все, каждый день, с утра и до вечера. Они рассказывают, какими мы были когда-то, с чего все начиналось и какие мечты исполнились, а какие – нет.
Когда мы делали в доме ремонт, я нашла старые тетрадки и блокноты, где вела дневники в школьные годы, а потом, едва появилось свободное время, перелистала страницы, исписанные шариковой ручкой, и вспомнила многое из того, о чем бы забыла, если бы не эти строчки, написанные неровным почерком.
Первые найденные мною записи датируются поздней весной, мне было тринадцать. Это интересный возраст, уже не ребенок, но еще не подросток, уже не похожа на маленькую девочку, но и девушкой тоже не назовешь. В этом возрасте мы все были разными. Я была отличницей, но одновременно – хулиганкой, любила читать книги, но любила и побездельничать, повалять дурака. А кто из нас не любил?
Когда читала свои записки, поняла вдруг, что это – история любви. Любви к своей семье и своим друзьям, к школьному двору и дачному дому. История любви между мальчиком и девочкой, которая началась в раннем детстве и продолжилась, когда мы стали взрослыми.
А еще это история множества курьезов, смешных и нелепых ситуаций, обид, огорчений.
История превращения. Превращения из ребенка во взрослого человека. Это всегда интересно. И всегда непросто.
***
Сейчас передо мной на столе лежат эти детские дневники. А на стене, справа, висит фоторамка, похожая на часы, в циферблат которой вставлены отпечатанные снимки.
На них мои бабушка и дедушка, замечательные люди, с которыми прошло мое детство, которые учили меня тому, что хорошо, а что плохо. Учили, как нужно работать и как нужно жить. Бабушка рассказывала мне про веру в Бога. А дедушка был коммунистом и в Бога не верил, но рассказывал про коммунизм и про войну. И о том, что важно знать, если хочешь добиться в жизни успеха.
Сейчас обоих уже нет, но они прожили длинную и очень счастливую жизнь. По крайней мере, вторая половина их жизни была счастливой.
А это мои мама и папа. В то время, когда я вела записи, папа все время работал и я не часто видела его. А мама работала всего несколько раз в неделю, остальное время брала работу на дом. Она сознательно отказалась от карьеры, чтобы больше времени проводить с нами, со своими детьми. Это сложный выбор и великая жертва, но мне кажется, она себя оправдала, потому что в результате у нас сложились близкие и дружественные отношения, которые могли и не сложиться, если бы мы виделись реже.
Вот мой брат. Он был смешным сорванцом, иногда даже хулиганом, а сейчас взрослый мужчина и весьма солидный.
Это моя лучшая подруга Даша. Мы дружили с самого детства, учились в одной школе, пережили столько приключений вместе! Теперь мы общаемся уже гораздо меньше, потому что у каждого своя жизнь и свои интересы, но дневник навсегда сохранил воспоминания о нашей детской дружбе, о том, какими шебутными и безалаберными мы были когда-то.
А это Катька, моя подруга с дачи. Жизнь совсем развела нас, и мы больше не видимся. Живем в разных странах. Знаю только, что она вышла замуж очень рано и сейчас у нее много детей.
Вот моя собака. К сожалению, ее уже тоже нет. Наши питомцы живут меньше, чем мы, и потому, покупая животное, понимаешь, что настанет тот день, когда маленького друга не станет и тебе придется жить без него… Моя подруга была не такой уж маленькой, весьма даже крупной, она прожила среднюю собачью жизнь, – болезнь не позволила ей стать долгожителем, – но я была бы счастлива, если бы она вернулась ко мне теперь, когда я могла бы дать ей намного больше, создать куда лучшие условия, чем тогда. Но мы знаем, что это невозможно.
Это мой бывший парень. У нас были чудесные отношения, но совсем детские, рано или поздно они должны были или закончиться или перейти во что-то более серьезное. Но они закончились. Наверное, потому что мы не были предназначены друг для друга.