Нам уже давно хотелось получить второе задание. Но когда мы подробнее узнали информацию о планете, на которую нас направили, то немного расстроились. Полёты на неё стали доступны одними из первых после открытия окна гиперпространства. Она была полностью изучена. Нам казалось, что ничего интересного на ней не осталось. Условия там достаточно суровые: вечный холод, мерзлота и камни. На поверхности обитали местные жители, с которыми земляне наладили контакт. Остальные не многие разновидности животных существовали под землёй. Среди подземных один вид был хищный и агрессивный. Эти существа выползали иногда и нападали. Но происходило это крайне редко.
Яра с огромным интересом рассказывала нам, что наземные жители планеты уникальны. Они представляли собой сочетание живых существ и клеток растений. Только один Данила слушал её подробности с интересом. Он-то хорошо разбирался в соединениях и реакциях химических веществ, протекающих в организме этих жителей.
В окне корабля планета сначала выглядела издалека как яркий белый шар. Потом ближе стали просматриваться подробности. На просторных снежных равнинах тёмными пятнами выделялись каменистые возвышенности.
Мы приземлились около одной из трёх наших шахт, которые добывали редкие минералы. Среди снега стояли светлые постройки. Одна из них издалека выделялась среди остальных. Это была оранжерея с прозрачным куполом, где находился сад и огород.
На каждой шахте жила семья с Земли. Внутри они выращивали растения и некоторых домашних животных. В глубине шахты было проделано много проходов в разные стороны. Там работали механические машины-копатели на дистанционном управлении. Люди следили за ними через экраны и иногда спускались настроить или заменить сломанные детали. Добытые минералы проходили переработку в автоматизированной лаборатории и отправлялись на Землю. Но недавно копатели обнаружили пласт кристаллов с необычными свойствами. Нашим представителям «старейшие» сразу же объявили о запрете грузоперевозок этого кристалла. Попытки тайно вывезти его с планеты всегда заканчивались неудачно по неизвестным причинам. Кристалл каждый раз уничтожали, вместо него оставалась только горстка рассыпчатого вещества. Понятно, что это была работа тайного агента. Нам предстояло найти этого агента и помешать ему.
В этот раз мы прилетели одни, под видом работников для сбора проб грунта. Обычно это происходило в плановом режиме. Чтобы не вызывать подозрений, прибыли вместе с космическим грузовиком, который привозил только самое необходимое.
На шахте жили пять человек. Бородатый глава семьи Афанасий Борисович Капитонов радостно нас встретил и познакомил с остальными. Жена его, приветливая Анастасия Фёдоровна, сразу пригласила нас к столу. Дети крутились рядом и расспрашивали. Старшему сыну Глебу было двенадцать лет, средней дочери Василисе недавно исполнилось восемь лет, а самому младшему Арсению было ещё только четыре года.
Мы знали, что никто из них не был на Земле, поэтому привезли им подарки: игрушки и сладости. Детям особенно понравился шоколад и варёное сгущённое молоко. Маленький Арсений притащил нам двух котят, которые недавно родились, и предлагал их погладить.
– Только за хвост не тяни! – заботливо сообщил он Яре, которая взяла их на колени.
– Ты уже назвал их как-нибудь? – спросила она, почёсывая за ухом одного и другого.
– Да, полосатый – Мурзик, а этот пятнистый – Барсик. Знаешь, как они быстро бегают за фантиком? Сейчас покажу.
Он притащил кусок бумажки на нитке и начал играть с котятами.
– А у вас на Земле настоящие бабочки есть? – спросила Василиса, заглядывая в глаза Мире.
Ленточка не её длинной косе в точности совпадала по цвету с красным платьем в горошек.
– Есть, но на природе мало осталось. Зато в ботаническом саду выращивают много разных видов бабочек. Правда, мы не на Земле живём, а на лунной орбите. На станции. А там нету.
– Вот, смотри, я хорошо нарисовала? – Она показала альбом с рисунками. – На Земле такие же?
– Ты молодец! Отлично получилось. – Мира увидела множество рисунков ещё и на стенах. – О, у тебя и здесь тоже? А ещё есть?
– Ага, сейчас покажу! – Василиса убежала и принесла целую стопку альбомов.
Глеб скромно стоял в сторонке и не решался с нами заговорить.
– А у тебя как дела? – спросил его Данила. – Что делаешь в свободное время?
– А он на снегоходе постоянно катается, – сказала за него сестрёнка, не отрываясь от своих рисунков.
– И далеко гоняешь? – Влад смотрел на фото мальчика рядом с незнакомой девочкой.
– К подружке своей, Алёне из соседней шахты, – доложила Василиса.
– Что ты всё болтаешь? Там у меня много друзей, – не выдержал Глеб. – Не только Алёна. И не один я катаюсь, а со всеми ребятами вместе.
– Ого! У тебя какая штука есть! – Влад заметил фото Глеба на снегоходе. – У меня был похожий. Буран СПП-Т 10—2.Турбированный. А где он у тебя стоит? Можно глянуть?
– Да, можно. Он в ангаре на нижнем этаже.
– Я с вами! – Лана аккуратно перешагнула через котят.
Втроём они спустились на лифте на нижний этаж и пошли по коридору. Глеб открыл одну из дверей. Там Влад и Лана увидели почти новенький четырёхместный снегоход. Его внушительные чёрные гусеницы наводили на мысль, что проехать на нём можно вообще по любой поверхности, а не только по снегу. Идеально покрытые краской детали сверкали в свете множества мелких потолочных светильников.
– Хотите, прокатимся немного? – угадал их мысли Глеб и откинул крышу.
Дверей у снегохода не было. Прозрачная крыша откидывалась вверх для доступа внутрь. Четыре сидения располагались в один ряд друг за другом.
– Давай! – Лана запрыгнула на второе сидение после водителя.
– Садитесь и пристёгивайтесь. – Глеб показал на ремни безопасности.
Он завёл мотор и сказал:
– Сейчас проедем в грузовой лифт, поднимемся на первый этаж.
Выезжая на снег, около ворот они заметили снеговика. Вместо носа у него была настоящая оранжевая морковка.
– С овощами у вас тут проблем нет, судя по снеговику, – заметила Лана.
– Ага. Не жалуемся, – отозвался Глеб. – В огороде много чего растёт.
Они скатились по накатанной дороге в долину. Потом Глеб свернул в сторону холма по полю. Вокруг простирались заснеженные просторы. Снег искрился, отражая свет местного солнца. В некоторых местах из снежного покрова торчали скалистые возвышения.
– А где обитают местные жители? Которые наполовину растения? – спросила Лана, присматриваясь вдаль.
– Там, за камнями, – Глеб показал пальцем направо.