Читайте по теме:
Тихомиров А. Е., Тихомирова К. А., Китайское миропонимание. Обзор философии Китая, Ridero, Екатеринбург, 2018: https://ridero.ru/books/kitaiskoe_miroponimanie/
Тихомиров А. Е., Тихомирова К. А., Китайцы, мьянма, тибетцы. Языки, миграции, обычаи, Ridero, Екатеринбург, 2018: https://ridero.ru/books/kitaicy_myanma_tibetcy/
Тихомиров А. Е., Китай в XIX – первой половине XX веков. К 70-летию провозглашения Китайской Народной Республики, Ridero, Екатеринбург, 2019: https://ridero.ru/books/kitai_v_xix_pervoi_polovine_xx_vekov/
В течение длительного времени китайские императоры проводили экспансию в отношении соседних стран и народов и значительно расширили территорию Китая путем захвата и присоединения Маньчжурии, части Монголии, Джунгарии, Кашгарии, Тибета и других земель. Однако с начала XIX в. Китай сам стал объектом экспансии Англии, Японии, Германии, России и других империалистических держав, которые в ходе ряда агрессивных войн навязали Китаю кабальные договоры, фактически превратившие его в полуколонию. Китайский народ неоднократно поднимался на борьбу против поработителей. Об этом свидетельствуют такие крупные выступления народных масс, как тайпинское движение (1851—1864 гг.), восстание ихэтуаней (1898—1901 гг.), синьхайская революция (1911—1913 гг.), свергнувшая монархию и провозгласившая Китайскую Республику. Особенно усилилось национально-освободительное движение китайского народа под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в России. В 1919 г. Китай потрясло патриотическое «движение 4 мая», впервые выдвинувшее на арену классовой борьбы рабочий класс. В 1921 г. была создана Коммунистическая партия Китая, возглавившая борьбу китайского народа за свое освобождение, против империалистических колонизаторов и господства феодально-бюрократической реакции.
Советский Союз неизменно оказывал поддержку и помощь китайскому народу в его борьбе за свободу и независимость. Советское правительство первым заявило об отказе от всех особых прав и привилегий, которые имела царская Россия в Китае. В 1937—1945 гг., когда японские милитаристы развернули против Китая захватническую войну, СССР оказывал китайскому народу моральную и материальную помощь в его справедливой борьбе. Разгром советскими войсками в августе 1945 г. японской Квантунской армии, освобождение Маньчжурии и капитуляция Японии, передача советским командованием трофейного японского оружия Народно-освободительной армии Китая создали благоприятные условия для победоносного завершения народной революции в Китае.
В ходе второй мировой войны в Китае фактически сложилось два противоположных государственных образования: официальное Национальное правительство, возглавляемое
Чан Кай-ши, контролировавшее территорию, на которой проживало около 70% населения страны, и Освобожденные районы, руководимые Коммунистической партией Китая и включавшие значительную часть Северного и Северо-Восточного Китая (Маньчжурия); небольшие Освобожденные районы имелись также в долине реки Янцзы. Столицей Освобожденных районов оставался город Яньань (провинция Шэньси). В Освобожденных районах была создана своя, независимая от гоминьдановского Национального правительства администрация, которая руководствовалась директивами и решениями ЦК Коммунистической партии Китая. По существу районы, находившиеся под контролем Компартии, представляли собой особое государство со своими законами, армией, органами безопасности, судом, налоговой и денежной системой.
За годы антияпонской войны Коммунистическая партия Китая значительно выросла и окрепла. В ее рядах насчитывалось более 1 200 тыс. человек (вместо 40 тыс. в 1937 г.). Она имела собственные вооруженные силы – Народно-освободительную армию (НОА) – численностью более 1 млн. солдат и офицеров и сельские отряды народного ополчения, насчитывавшие около 2 млн. бойцов. Коммунистическая партия в ходе войны укрепила свои политические позиции и в общекитайском масштабе. Она объективно выступала как выразитель интересов не только крестьянства, рабочего класса и городской мелкой буржуазии, но и тех кругов национальной буржуазии, которые не были связаны с системой государственно-монополистического капитала и терпели притеснения от реакционной гоминьдановской клики. Выдвинутая КПК программа построения независимого, свободного, демократического, единого, богатого и могучего Китая привлекала к ней широкие круги китайской интеллигенции и студенчества. Расширению политического влияния Компартии способствовало то, что она выдвигала лозунги общедемократического национально-освободительного характера, которые объединяли в общий, антигоминьдановский фронт самые различные социальные слои.
Народно-освободительная армия пользовалась поддержкой населения Освобожденных районов. Ее бойцы боролись за правое дело национального и социального освобождения китайского народа, и это обеспечивало их высокий боевой дух. Однако части народной армии были рассредоточены на обширных пространствах Северного, Северо-Восточного и отчасти Центрального Китая и слабо связаны между собой, страдали от крайней скудости вооружения и острой нехватки боеприпасов, транспортных средств, медикаментов, вещевого снабжения и продовольствия. Перед вступлением СССР в войну против Японии около >2/з личного состава народной армии не имело стрелкового оружия: одна винтовка приходилась на трех бойцов, на каждую винтовку приходилось по 30 патронов. Тяжелым вооружением НОА практически не располагала.
В целом соотношение между демократическими и реакционными силами в Китае сразу же после окончания второй мировой войны с учетом всех внутренних и международных факторов характеризовалось относительным, неустойчивым равновесием. Проблема завоевания и тем более организации масс к началу послевоенного периода Компартией была далеко не решена. Прочным политическим влиянием она обладала только в старых Освобожденных районах; в районах, освобожденных после капитуляции Японии (с населением около 50 млн. человек), коммунисты еще не успели завоевать значительных позиций. В гоминьдановских районах, особенно в городах, организаций КПК почти не было, отдельные ячейки действовали в глубоком подполье, связь партии с рабочим классом была очень слабой. Руководство рабочим движением в гоминьдановских районах находилось преимущественно в руках Китайской ассоциации труда – легальной профсоюзной организации, в которой влияние коммунистов было незначительным. Не был охвачен влиянием КПК и безбрежный океан крестьянской бедноты гоминьдановских районов. В военном же отношении КПК была намного слабее Гоминьдана.