Монография подготовлена по результатам исследований, выполненных по Государственному заданию Финуниверситета 2014 года.
Рецензенты:
Зайцева О.Б., д.ю.н., доцент, заведующая кафедрой «Трудовое право и право социального обеспечения» Оренбургского института (филиала) Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА);
Колонтаевская И.Ф., д. пед.н., к.ю.н., профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры гражданского права и процесса Евразийского открытого института.
Авторский коллектив
Баранов В.А., заслуженный юрист РФ, к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой «Гражданский и арбитражный процесс» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, – гл. 4;
Буянова А.В., к.ю.н., доцент кафедры «Гражданский и арбитражный процесс» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, – гл. 2;
Волкова Н.С., к.ю.н., ученый секретарь Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, – гл. 3 разд. 3.6;
Еремина О.Ю., научный сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, – гл. 3 разд. 3.1, 3.2, 3.3;
Петюкова О.Н., д.ю.н., доцент, профессор кафедры «Гражданский и арбитражный процесс» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, – введение, гл. 6, заключение;
Путило Н.В., к.ю.н., заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при при Правительстве Российской Федерации, – гл. 3 разд. 3.4 и 3.5;
Райлян А.И., к.ю.н., доцент, доцент кафедры кафедры «Гражданский и арбитражный процесс» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, – гл. 1, гл. 5 разд. 5.2, 5.3;
Середа А.В. – гл. 5 разд. 5.1.
Цель социального государства, как известно, – снижение бедности, а также улучшение качества жизни тех групп населения, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно решать проблемы своего личного, семейного жизнеобеспечения. Достижение этой цели возможно путем предоставления мер социальной поддержки (выплаты субсидий, пособий, компенсаций, льгот и т. д.), развитием системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.
Семья призвана полноценно осуществлять свои основные социально-демографические функции, формировать и реализовать собственные жизненные и репродуктивные установки на основе самообеспечения и саморазвития. Одно из условий успешного функционирования семьи (в том числе многодетной), снижения социальной напряженности в обществе – развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.
Семьей признается основанная на браке, кровном родстве, принятии на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Основными направлениями государственной семейной политики являются обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей[1].
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства имеет особую значимость и, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющей создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, – предоставление дополнительных мер государственной поддержки.
8 июля 2014 г. глава Правительства РФ Д.А. Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Была обсуждена Концепция семейной политики до 2025 г., а также меры по расширению возможностей для матерей, желающих работать.
В России 16 млн женщин в возрасте от 20 до 49 лет имеют детей, из них 12 млн работают. Одной из составляющих такой поддержки должно стать достаточное количество мест в детских садах. В отношении детей в возрасте от 3 до 7 лет реализуется программа, в рамках которой ежегодно выделяются дополнительно 400 тыс. мест. За 2014 год в частные детские сады стало ходить в 13,5 раза больше детей, чем за предыдущий, почти 240 тысяч[2]. На первый план выходят потребности в местах в ясельные учреждения для детей в возрасте до 3 лет.
Глава Минтруда М.А. Топилин подчеркнул, что остается не до конца решенным вопрос с доходами семей с детьми: «Из всего массива граждан, которых мы относим к категории бедных – это 13 млн человек, – 62 % как раз семьи с детьми»[3].
В Российской Федерации на родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях ее членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. В условиях равенства всех граждан в Российской Федерации дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей[4].
Проблемы современной российской семьи во многом обусловлены воздействием социально-экономических реформ 90-х годов ХХ века, следствием которых стало массовое снижение жизненного уровня семей с детьми. Негативное воздействие на положение семьи оказывают безработица, задолженность по выплате заработной платы, пособий, низкий уровень оплаты труда. При этом, если у семьи имеется доход не ниже прожиточного минимума, то для нее исключается возможность получения дополнительных социальных благ от государства. Сокращение социального пакета на предприятиях ведет к росту социальной уязвимости трудоспособного населения. Семья, как правило, находится в состоянии социального риска, так как не имеет условий для устойчивого, надежного развития[5].
В связи с этим требуется принятие мер по фундаментальной поддержке института семьи. На данный момент отсутствует целенаправленная государственная семейная политика в качестве самостоятельного направления деятельности органов государственной и муниципальной власти. Следует отметить, что нормативно-правовую базу семейной политики составляет не только семейное законодательство, которое регулирует отношения внутри семьи. Правоотношения между семьями и государством, урегулированные нормами социально-обеспечительного законодательства, складываются зачастую без учета реальных интересов семей, в том числе многодетных, стихийно. Реальное воплощение этих норм законодательства должно быть последовательно и непротиворечиво.