1.1 Социальный педагог в школе: назначение специалиста
Современный период реформ в нашей стране требует поиска новой модели общественного воспитания подрастающего поколения. Сложившаяся ситуация выдвигает задачи воспитания личности ребенка в открытой социальной среде и тесного взаимодействия всех воспитательных структур общества: школы, семьи, трудовых коллективов, общественности. В процессе такого коллективного сотрудничества родилось новое перспективное направление педагогической науки – социальная педагогика. Педагогика отношений в социуме составляет базовую интегративную основу в системе служб помощи населению, в том числе несовершеннолетним.
В рамках учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа, пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования и науки Российской Федерации, формирующихся в последние годы, можно отнести центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (оказывают методическую помощь специалистам, работающим с несовершеннолетними, – социальным педагогам, психологам, учителям общеобразовательных школ, а также родителям), приюты-убежища для детей и подростков и др. Социально-педагогическую функцию в своей работе выполняют также учреждения защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школыинтернаты и др.), учреждения дополнительного образования, детские клубы по месту жительства и др.
В настоящее время школа является одним из традиционных мест работы социального педагога. Введение ставки социального педагога в школе определяется статьей 55 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании». Среди целей социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении М. В. Шакурова выделяет следующие:
– способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
– развивать процесс опережающей социализации, то есть знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;
– способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
– участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов [4].
Рассматривая роль социального педагога в работе с детьми, Л. Д. Баранова справедливо отмечает, что «решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полностью учить и интенсивно работать во внеурочное время, неперспективна. Учитель, социальный педагог, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте взаимодействия во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями» [2, 5].
В свою очередь, П. А. Шептенко и Г. А. Воронина полагают, что «социальный педагог, работающий со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обеспечить условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. В социальной практике, направленной на повышение благосостояния людей, объединяются усилия социальных педагогов, социальных работников, специалистов всех учреждений микрорайона в межведомственной системе социальных служб. Стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников: волонтеров, энтузиастов-добровольцев, парапрофессионалов, общественности, различных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церкви, коммерческих структур, предприятий и организаций. Благодаря этому происходит консолидация всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, стимулируется активность самого клиента как субъекта этого процесса» [5, 19-20].