70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Событие небывалое в истории по своей значимости и грандиозности. Кажется, что за это время мы о войне знаем все. Мы знаем даты, количество и состав сторон, характеристику оружия, политическую и экономическую составляющую сторон участников войны. Знаем фамилии и биографии военачальников и политиков, наизусть помним статистику по потерям как за конкретную операцию, так и по итогом войны. Ужасы и зверства этого периода не сходят со страниц произведений, фильмов и стендов музеев. Жестокое отношение к гражданскому населению в оккупации, бесчеловечное отношение к советским военнопленным… Стоп, а как советская сторона относилась к немецким военнопленным? Что мы знаем об этой странице нашей истории? В глазах сразу становится картинка документальной хроники о проходе колонны немецких военнопленных в Москве 17 июля 1944 года, когда вальяжно идет колонна немцев во главе с генералами вермахта. А дальше куда направлялись немецкие солдаты и офицеры, попавшие в плен? Расстреливались?
91 000[1] немецких солдат было захвачено в плен после окончания Сталинградской битвы. Из них на родину после войны вернулось чуть более 5000 человек[2]. Куда же делись остальные? Кажется очевидным, что кровавый сталинский режим их просто «замучил в концлагерях». Но тогда возникает вопрос, прошло более полувека и мы не найдем массовой истерии в литературе и прессе по вопросам содержания немецких пленных в Советском Союзе. Хотя случаев мародерства и изнасилований советскими солдатами в Германии мы найдем достаточное количество. Более того, можно прочитать и мемуары немецких солдат и офицеров, вернувшихся из плена. С удивлением читаем, что в плену военнопленным платили деньги, оказывали медицинскую помощь и давали возможность отправлять домой в Германию письма[3]. Может быть это только единичные случаи? Возможно. Но, тем не менее, стоит разобраться в этом вопросе.
Как известно, количество захваченных военнопленных советскими войсками с 22.06.1941 по 09.05.1945 составляет 3777290 чел.[4] После войны в лагерях НКВД было учтено 3486206[5] чел, включая союзников Германии. В плену умерло 518 520[6] чел. Почему умерло полмиллиона человек? Как они умерли?
Тема по вопросу содержания немецких военнопленных в советском плену является актуальной, учитывая довольно ограниченное число материала по данному вопросу. Не часто, но встречаются спекуляции по вопросам содержания в советском плену. Разбирая мемуары бывших немецких солдат и офицеров, вернувшихся из плена, мы видим: несмотря на всю тяжесть плена и отношение русских к своим бывшим противникам, можно заметить и во многих моментах сравнить содержание немецких военнопленных с советскими. Также тяжело по мемуарам определить всю тяжесть нахождения в советском плену. Одни пишут про полную свободу передвижения даже за территорию лагеря и оплату своего труда, другие пишут о недостаточном количестве пищи и низком качестве медицинского обслуживания. Но ни один из бывших немецких солдат не вспоминает о расстрелах в лагерях, случаях массовых издевательств или о проведении опытов над пленными.
Автор предлагает изучить в первую очередь нормативные документы по содержанию пленных в советских лагерях как основополагающий материал, от которого можно оттолкнуться и оценить отношение Советского государства к этому вопросу.
Так давайте заглянем в эту страницу нашей истории.
Глава 1. Содержание военнопленных в СССР в период 1939–1942 годов Второй мировой войны
Как мы знаем, Советский Союз не стал подписывать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными 1929 года. Вместо этого Советское правительство в 1931 году приняло «Положение о военнопленных»[7], повторяющее положение Женевской конвенции[8], но с некоторыми отличиями, мотивируя это тем, что советское правительство присоединилось уже к Гаагской конвенции[9], содержащей важнейшие положения, что и в Женевской[10].
Для начала, неплохо было бы посмотреть документы, отражающие подход советского руководства к военнопленным. Понятно, что далеко не всегда документы и распоряжения пунктуально выполняются, но в этих документах можно увидеть подход к данному вопросу.
В 1939 году Л. П. Берия[11] утвердил «Положение НКВД СССР об Управлении по делам военнопленных при НКВД»[12], где конкретно назначаются задачи управления. В этом же году издается приказ НКВД «Об организации лагерей для военнопленных»[13], где уже конкретно указываются места для лагерей, штат[14] и назначаются руководители.
Положение о военнопленных являлось для властей различных уровней руководством к действию. Существует мнение о наличии еще одного документа по военнопленным, «Положение о военнопленных»[15], принятым Экономсоветом при СНК СССР 20 сентября 1939 года, которое менее детализировано по вопросам содержания и исключает некоторые непринципиальные моменты, но автор не нашел убедительного подтверждения существования этого документа.
Следующим документом, направленным на организацию размещения военнопленных, было «Положение о лагере для военнопленных», принятое 23 сентября 1939 года Зам. Наркома НКВД.[16] Здесь уже ставились задачи для лагеря, назначалась структура, штат и функции администрации лагеря. Особо впечатляет подпункт «в», пункта «Ж», части 4, ст. II, где в задачи финансового отделения лагеря входит «выдача денежного довольствия военнопленным» и пункт «Г» «ведение личных счетов военнопленных». Можно смеяться или плакать, считать, что такого на самом деле не было, но мы читаем официальные документы, на основании которых осуществлялась деятельность. Хорошо или плохо она осуществлялась, это другой вопрос, но документов, отменяющих этот приказ нет, а значит, он подлежал исполнению. Здесь же необходимо обратить внимание на ст.27 «Положения о военнопленных» 1931 года, где конкретно сказано: «Военнопленные снабжаются жилыми помещениями, одеждой, бельем, обувью, продовольствием…применительно к нормам снабжения военнослужащих тыловых частей РККА».
Нормы продовольственного снабжения[17] автор вынес в приложение 1. Как видно, сыт не будешь, но и с голоду не умрешь.
Интересным является и право военнопленных на обжалование действий администрации.
Первыми с отношением Советского Союза к военнопленным столкнулись поляки, размещенные в лагерях в сентябре 1939 года.
К 2 октября 1939 года было взято 452536 человек пленными польских военнослужащих[18]. Но в лагеря попали только 130242 человека, остальных распустили по домам[19] или отправили по месту жительства на захваченную Германией польскую территорию[20].
Сразу посыпались жалобы по содержанию в лагере. Но не от поляков, от руководства НКВД, где отмечается, что помещения для содержания военнопленных не оборудованы, отсутствуют кухни и прачечные, горячую пищу пленные получают только один раз в день, указывается на недостаток продуктов, овощей в частности, вещевое довольствие отсутствует, и пр.