Марина Кравцова - Сокровище Лазаревых

Сокровище Лазаревых
Название: Сокровище Лазаревых
Автор:
Жанр: Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Сокровище Лазаревых"

Из ярких эпизодов складывается картина жизни нескольких поколений обрусевшего армянского рода Лазаревых. Промышленники и меценаты, политики и военные… Они любили, страдали, отчаивались и окрылялись надеждой. И собирали сокровища, не только земные. Главное из этих сокровищ – добрая память, оставленная по себе Лазаревыми в истории России.

Бесплатно читать онлайн Сокровище Лазаревых


Пролог


Подъезжая к Фрянову, Лазарь Назарович удивлялся красоте и могучей силе окружающих лесов – величавых, непроходимых. Старинными хозяевами смотрели леса. Неохотно уступали человеку даже малую частичку своих владений. Почему-то казалось, что хмурятся старые ели, а сосны, уходя кронами в небо, и знать не хотят, что происходит на грешной земле…

Елеазар Назариан Агазарян, которого в России быстренько переименовали в Лазаря Назаровича Лазарева, был человеком суровым, много в жизни повидавшим. Но сейчас его охватило волнующе-странное чувство. Подмосковная земля являла ему богатства, насажденные Божьей рукой. Великолепные, без изъяна, деревья. Звери и птицы – в царстве лесном. В водах речных – изобилие рыбы. Дикий мед, ягоды, грибы… Все бери, и не убудет… И чувствовал Лазарь Назарович, что не просто хозяином едет он во Фряново. Что именно здесь судьба начнет писать главные страницы истории его рода…

Село Фряново, между Москвой и Владимиром, раскинулось на горке у речки Ширенки. Когда-то давным-давно не испугались первопроходцы вековых чащоб, отвоевали землю у леса. Селились здесь, кормились. Умирали старые поколения, рождались новые. Ловили рыбу, охотились на пушных зверей, возделывали поля. А главное – занимались шелкоткачеством на ручных станках.

С этого все и началось…

Именно шелкоткацкая фабрика привела во Фряново персидского армянина Агазаряна, ныне Лазарева, купца Джульфийской компании. Человек влиятельный, предприимчивый, знающий себе цену, он был зачислен на русскую дипломатическую службу. А потом и вовсе переехал с семьей в Россию. Персию раздирали смуты и кровопролития, дела вести стало трудно. Не только простых людей разоряли разбойничьи налоги, но и торговую знать. Да и давно уже Агазарян подумывал о России. Дружба у русских с армянами была давняя.

Сначала Астрахань, потом Москва. При покупке дома в Столповом переулке зашел разговор о приобретении шелковой фабрики во Фрянове.

– Все продавать приходится, – жаловался ее владелец земляку, с которым имел много общих дел. – Государыня Елизавета Петровна ревностно печется о чистоте православия. Да, пожалуй, что и чрезмерно. Вера моя мне всюду путь заградила. И дабы не раздражать никого из высоких, пора настала сворачивать дела.

Лазарь сочувствовал товарищу, но так уж выходило, что трудности одного обернулись удачей для другого. Шелк – основа рога изобилия. Торговля шелком армянскими купцами налажена в совершенстве. Из Персии он поступает в Россию на Фряновскую фабрику. Лазарь Назарович возьмет ее теперь в свои руки. И сделает так, что слава о ней пройдет не только по России, но и достигнет Европы…

Лазарь стоял на фряновской горке и смотрел на новые впадения. Леса, сплошь леса на горизонте, сизые в сумерках… как непохоже на родной восток! Но здесь, наверное, окончится его жизнь, начавшаяся в персидской Нор-Джуге… Отошли все непривычные чувства. Уверенное ощущение себя хозяином на собственной земле вытеснило их.


Часть 1-я. Ованес. Глава 1. Начало


Фабричные крестьяне недоверчиво приняли нового владельца. При старом было несладко, как бы при новом не стало хуже. Да и когда была она легкой, работа на фабрике? Труд тяжкий, изнуряющий. Работать на земле времени уже не оставалось. И вот теперь их продали другому господину – что несет эта перемена?

Лазарь Назарович внимательно рассматривал крепостных. Бледные, утомленные лица. А в глазах – недоверие, смешанное с любопытством и почтением – все ж таки барин… Рядом с Лазаревым стояли сыновья – Ованес, по-русски Иван, и Оваким, или Иоаким, Еким. Жена Анна с младшими детьми осталась в Москве. А старшие пусть во все вникают: кому-то из них быть в будущем владельцем этой фабрики.

Постоял Лазарь Назарович, подумал и начал речь:

– Вы все должны знать, что я не потерплю нерадивости и непослушания. Говорят, что вы склонны к ропоту. При мне сего не будет. Запомните, фабрика здешняя должна стать лучшей во всей России! Лучшей! Ткани, на сей фабрике произведенные, призваны украшать чертоги царские. Так и будет.

Долго говорил еще новый хозяин о том, каким ему видится будущее шелкоткацкого предприятия. И стоявший рядом двадцатитрехлетний Ованес понимал: сейчас отец говорит уже для них, сыновей.

Ованес легко свыкся с новым звучанием своего имени – Иван Лазаревич. Он был любимцем отца, его надеждой и гордостью. Талантливый, смышленый, все на лету схватывал и характер имел радушный, гибкий и веселый. Не то чтобы Лазарь другими детьми дорожил меньше, но к первенцу суровый отец питал особое уважение, которое оказывают только наследникам.

Он еще в Астрахани внушал юному Ованесу: «Мы приехали на эту землю навсегда, сын. Здесь родятся и вырастут твои дети. Полюби Россию и служи верой и правдой государям ее. Но и никогда не забывай, что ты армянин!»

Ованес отвечал искренним почтением и любовью. И все же ему хотелось добиться большего, чем отец. Здесь, в России…

Крестьяне медленно расходились, думая свои думы… А вскоре полился над лесами, над деревней и фабрикой чистый колокольный звон. Звонили к вечернему богослужению.

Лазаревы отправились на службу в храм Воскресения Христова. По вековым традициям, в Москве они посещали армянскую домовую церковь, но особой разницы между двумя вероисповеданиями не чувствовали, свободно ходили и в русские храмы.

Ованесу понравилось внутри – чем-то уютным, душевным повеяло от темного дерева. Почудился даже запах свежеспиленных сосен, хотя церкви было уже почти семьдесят лет.

– Церковь крепкая, а маловата, – шепнул он брату Овакиму. – Фабрику расширим, и нужно будет непременно каменный храм возвести для рабочих.

Младший брат рассеянно кивнул.

Возглас священника напомнил Ованесу о том, для чего он пришел сюда. Молодой человек торопливо перекрестился и поклонился, прося у Господа прощения.

Вышел из церкви с легкой душой, счастливый. Вдохнул полной грудью смолистый воздух. Вслушался обостренным слухом в чарующую сумеречную тишину. Молодая, по-восточному пылкая кровь его закипела, словно выпил он чашу крепкого вина. Захотелось вдруг чего-то озорного, горячего…

Медленно прошел мимо Оваким. Он не такой, как старший брат. Несмотря на возраст – степеннее, тише, рассудительнее. Наследственное честолюбие и ему не чуждо, но и не так оно велико, как у Ованеса. Сейчас Оваким целиком погрузился в себя. Похоже, богослужение сильно подействовала на его душу.

Ованес, глядя младшему вслед, снова помолился. Хотя и радостно ему, а все-таки чуточку и страшно. Новая жизнь начинается!


***

Во Фрянове закипела работа. Расширялась фабрика, отстраивались корпуса. Появлялись новые люди – прикупные и вольнонаемные рабочие. Росло село. Лазарь Назарович закупал оборудование, выписывал иностранных мастеров. Зорко наблюдал за крепостными. Его боялись и чуждались. Он был неприветлив, кроме того – чужак. Говорил с сыновьями на непонятном языке, курил кальян, и от него пахло восточными благовониями.


С этой книгой читают
Стихийный мир Лорилэй. На его парящие острова прибывает экипаж живого астрального корабля – призрачного кита по имени Сальватор.Кристиан надеется найти здесь, в Школе элементов, все, что нужно для восстановления его погибшего мира. Но юный псионик по имени Доминик резко противится новым гостям… только не Аэлиссе.Множество вопросов встают перед астральными путниками. Кто уничтожает стихийные миры? Как похитили сердце голема? Куда исчезли обитатели
Они путешествуют между вселенными. Они – астральные путники. Дышать в астрале, понимать речь любого разумного существа, перемещаться из одного мира в другой… С такими способностями редко кто рождается. Повезло? Конечно. Но осознание своего дара далось им ценой крушения собственных миров.Их трое.Кристиан – бывший лесной дух, волею судеб ставший человеком.Кайя – ледяная волшебница, ощущающая себя всего лишь отражением.Аэлисса – очаровательная девуш
В стране южного ветра на восьми островах живут одаренные люди и демиане – чародеи, раз в жизни, на совершеннолетие, создающие для себя живую куклу. Кукла не может пережить своего создателя – это известно всем. Почему же тогда маленькая Летти, неожиданно явившая в дом молодого лесника, упрямо твердит, что ее хозяйка мертва? И как связаны с этой историей "золотая четверка" – самые талантливые выпускники Королевской Академии искусств, а также таинст
Тиан – черный дракон, волей судьбы оказавшийся в чужом неприветливом мире.Альмарис – юная сильфида, воздушная дева, утверждающая, что у нее нет души.Он спас ее, когда она падала с неба. Она исцелила его раны. Их тянет друг к другу, но что-то препятствует сближению…Тайный враг пытается убить Альмарис, насылая на нее крылатых чудовищ. Тиана самого считают чудовищем в пострадавшем от Великого разлома мире, где пришельцы теперь – не редкость. Со мног
Сборник состоит из 4 эссе, в которых рассказывается о четырех римских матронах III в. н.э., родственных друг другу – императрице Юлии Домне, ее сестре Юлии Месе, и дочерях Месы – Юлии Соэмии и Юлии Мамэе. Судьба каждой из них была интересна, сложна и трагична: Юлия Домна стала свидетельницей смертельной вражды своих сыновей, Юлия Меса пыталась примирить своих внуков, но не смогла спасти старшего из них, Юлия Соэмия погибла вместе со своим распуще
Поздравляю себя и моих читателей с завершением моего словаря под названием " Цвет Нашей интеллигенции 19 век". Надеюсь, что никого из читателей не обидел.
Мы пристально рассмотрим причины того, почему английский язык стал международным, выявим его преимущества и перспективы.
На протяжении тысячелетий своей истории армянский народ не раз проходил через борьбу и тяжелые испытания. Но благодаря силе духа и высокой культуре армяне противостояли многочисленным нашествиям иноземных захватчиков, засилью восточных деспотий. При султане Абдул-Хамиде II в 90-х годах XIX столетия было положено начало осуществлению политики массового истребления армян. Пришедшая в 1908 г. к власти младотурецкая партия «Единение и прогресс», руко
"Изменить нельзя выжить".2098 – мир без измен. Уна живёт в совершенной системе: материальный достаток и безопасность, вечная молодость, роботы, обещающие тайные удовольствия. В браке ценится генетическая чистота, детей можно зачать после разрешения Комитета родительства. Молодая личность скучает с надоевшим безразличным мужем и жаждет настоящей большой любви. Проблема только в том, что она умрет, если изменит…После страшного открытия Уна, как гер
Каждая сказка в этой книге – маленькое самостоятельное произведение. Однако в конце выясняется, что все они складываются в неожиданный пазл и через эти истории основной герой повествования проходит путь к самому себе.
Сборник рассказов Влада Шустова «Любовь. Жизнь. Смерть» состоит из одиннадцати рассказов различной тематики и жанровой направленности. Автор погружает читателя в различные эпохи: то во времена жизни Иисуса Христа, то в годы Второй мировой войны, то в эпоху далекого будущего, когда становятся реальностью путешествия на другую планету, а также предоставляет возможность побывать в различных местах: древнем Иерусалиме и Александрии, на борту космичес
Сицилийские легионеры возвратились из военного похода. В мирное время легионер влюбляется в девушку выше себя статусом, после чего его другу приходится помогать их отношениям.