Владимир Серкин - Современная психология. Теория и методология. Том 1

Современная психология. Теория и методология. Том 1
Название: Современная психология. Теория и методология. Том 1
Автор:
Жанры: Учебники по психологии | Общая психология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Современная психология. Теория и методология. Том 1"

В первом томе учебника «Современная психология. Теория и методология: авторский учебник для магистратуры» изложены наиболее общие вопросы науки и методологии психологии, проблемы предмета и методов психологии, классификации моделей, теорий и законов психологии. В связи с тем, что более половины обучающихся в магистратуре студентов сегодня не имеют базового психологического образования, каждая глава учебника снабжена большим количеством иллюстративных психологических примеров (от 10 до 40) и информационных сносок. В конце глав, кроме традиционных учебных вопросов, размещены тестовые задания и упражнения.

Бесплатно читать онлайн Современная психология. Теория и методология. Том 1


Рецензенты:

Доценко Е.Л. – профессор, доктор психологических наук, профессор факультета психологии Тюменского государственного университета;

Поддьяков А.Н. – профессор, доктор психологических наук, ординарный профессор департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университете «Высшая школа экономики».


© Серкин В.

© ООО «Издательство АСТ»

Введение

Сегодня перед преподавателями, читающими курс теории и методологии психологии в магистратурах вузов России, стоит новая задача: построить такой курс, который был бы интересен и понятен и выпускникам специалитета (5 лет обучения на факультетах психологии, например, МГУ им. М.В. Ломоносова и других сильнейших университетов), и многочисленным слушателям магистратур, имеющим высшее, но непсихологическое образование.

Пока такого учебника методологии психологии в стране нет. Для решения этой задачи текст учебника не по прихоти автора, а по необходимости должен быть снабжен многочисленными иллюстративными и одновременно демонстрирующими существенное феноменологическими и историческими примерами, ссылками и пояснениями описываемых и используемых в тексте понятий, явлений и закономерностей. Примеры и сноски нужны еще и потому, что, описывая схематизирующие и рефлексивные знания, любому автору приходится сопоставлять ранее полученный эмпирический материал и его теоретические интерпретации. Наличие примеров служит еще одной основой понимания трудного текста для читателем. Всего в первой книге, находящейся перед читателем, использовано около 200 пронумерованных по главам примеров (для удобства повторного применения примеры собраны в Приложении 4) и 260 информационных ссылок. Составление таких примеров, определений и подбор фактического материала является отдельной весьма объемной работой, сравнимой с написанием основного текста, частью работы над учебником. Читатель, знающий описания и интерпретацию этих явлений и понятий, пробежит такие примеры и пояснения взглядом, освежив материал в памяти. А читатель, не знакомый с ними, прочтет и не будет вынужден с сожалением и чувством непонимания откладывать текст, в лучшем случае обращаясь к справочному материалу, а в худшем уже не возвращаясь к учебнику.

С 1996 по 2011 год я читал курс «Методология психологии» на выпускном курсе отделения психологии СВГУ[1], а последние восемь лет (2011–2018) – курс «Теория и методология современной психологии» в магистратуре факультета (теперь департамента) психологии НИУ ВШЭ[2] сильнейшим студентам нашей страны. Здесь учились выпускники специалитетов (5 лет) факультетов психологии Московского, Санкт-Петербургского, Ярославского и других сильных государственных университетов; учились психологи, проработавшие по специальности 10 и более лет; кандидаты психологических, медицинских и технических наук, решившие сменить специализацию. Одновременно с ними в группах учились выпускники математических, экономических, юридических, философских, авиастроительных, педагогических, медицинских, лесотехнических и многих других факультетов и вузов, не имеющие психологического образования.

За эти годы я окончательно убедился в ранее сформировавшемся мнении – хорошо понятного для студентов учебника по методологии в России (а, возможно, и в мире) пока нет. Есть хорошие статьи, монографии, даже очень содержательные книги, названные учебниками, но большинство студентов прочесть их и учиться по ним не могут. Это тексты для специалистов-психологов, причем не для всех специалистов, а только для занимающихся специально методологией. Если такой учебник не может с первого раза прочесть и понять кандидат психологических наук[3], то, что же говорить о студентах, окончивших бакалавриат или специалитет по другой, непсихологической специальности? А таких студентов сегодня в магистратурах больше половины.

В чем я вижу недостатки существующих учебников? Каким должен быть учебник для современного студента?


Пример В1.

Будучи студентом факультета психологии МГУ, я с большим трудом читал и понимал дискуссии о предмете психологии. Почему? Потому что нигде в учебных пособиях не было написано, и никто из преподавателей не объяснил нам тогда контекста этих дискуссий: дискуссии о предмете психологии – дискуссии о том, что и как должно изучаться в психологии. Это было слишком очевидно для преподавателей и авторов текстов, но совсем не очевидно для студентов младших курсов. Для нас, не понимавших на младших курсах, что вообще может существовать такая проблема (есть же уже учебная программа, составленная профессорами и академиками), и слова «предмет психологии», и все дискуссии на эту тему выглядели скучнейшей обязательной к прочтению и изучению схоластикой.


Словосочетание «предмет психологии» воспринималось как схоластическое и не имело никакой связи с изучаемыми тогда познавательными процессами, понятием о личности, психодиагностикой, общей психологией и ее отраслями. Схоластика была сама по себе, а психология сама по себе.

Сейчас мне, конечно, «очевидно и не требует пояснений», что все тогда изучаемое являлось частью совершенно необходимой методологической рефлексии психологии. Но мы даже слов таких на младших курсах не знали: для студентов изучаемые дискуссии были «пусты», это все просто входило в учебный план как совокупность учебных предметов. Ни преподаватели, ни авторы статей и учебников не объясняли разницу понятий «учебный предмет», «предмет науки» и «предмет психологии», понимание складывалось тогда и складывается во многих ВУЗах сегодня стихийно, то есть несистематично и не у всех.


Почти любая дискуссия будет человеку непонятна и чаще всего неинтересна, если он находится вне ее контекста. Соответственно, и используемые в дискуссии термины также будут непонятны. Следовательно, при обсуждении проблем психологии, описании способов решения научных задач (методов) и, тем более, рефлексии обсуждения этих проблем и методов студент должен знать что-то об этих задачах, полученных и неполученных результатах, точках зрения и их критике. То есть при описании проблем методологии психологии должен быть введен (особенно для студентов магистратуры, имеющих непсихологическое образование) контекст этого описания (примеры, теории, эффекты, точки зрения и пр.). Описывать проблемы вместе с их контекстом гораздо труднее, но без этого учебник методологии рискует стать для студентов (а для кого еще пишется учебник?) очередным «очень умным и непонятным» схоластическим текстом.

Очень хорошо, если текст учебника дополняет или даже резюмирует научную дискуссию. Но еще лучше, если в учебнике сначала поясняются контекст и проблематика дискуссии, а уже потом дискуссия дополняется. Кроме того работа с учебником должна конкретно помогать студентам, аспирантам и соискателям правильно выполнить их пока главные квалификационно-исследовательские работы (курсовые работы, выпускные, дипломные, магистерские, кандидатские и докторские диссертации и пр.).


С этой книгой читают
В 1997 году психолог Владимир Серкин случайно познакомился с человеком, которого все окружающие считали шаманом.Результатом их довольно долгого общения стала книга «Хохот Шамана», в которой приведены обработанные фрагменты дневниковых записей диалогов с человеком, живущим необычной жизнью и общающимся не только с людьми, но и с другими существами, владеющим множеством удивительных практик.Некоторые читатели сравнивают «Хохот Шамана» с «Учением до
Этот сборник является самым полным собранием обработанных дневниковых записей, диалогов, практик, описанием образа жизни и мировоззрения человека, которого окружающие считают Шаманом. Его система деятельностей сложнее и многограннее, чем языковые практики, которые не могут в полной мере описать всю широту его взглядов и образа мира. За свою долгую жизнь он овладел многочисленными необычными практиками, позволяющими влиять на окружающий мир, видет
Первая книга Владимира Серкина «Хохот Шамана» выдержала уже десять переизданий на русском языке, переведена и издана в Европе. Уже 15 лет автор описывает систему мировоззрения и необычный образ жизни человека, которого все окружающие считают шаманом. Книга «Свобода Шамана» – дополненное и переработанное издание первой книги о «человеке будущего». Общаясь с группами людей и другими существами, Шаман овладел многочисленными необычными практиками, п
Книга «Хохот Шамана» («Свобода Шамана») переиздавалась на русском языке уже более 30 раз, переведена на литовский, болгарский, немецкий (три переиздания) и сейчас переводится на другие языки.В новой книге «Звезды Шамана» («Философия Шамана») автор продолжает описание диалогов, необычных практик, образа жизни и мировоззрения человека, которого окружающие считают шаманом. Шаман очень много лет (может быть, уже почти сто) живет один в зоне вечной ме
В учебном пособии предпринята попытка представить возможно в более полном и при этом в системном варианте основные аспекты психологии отношений межличностной значимости. В книге зарождение, становление, развитие и разрушение отношений межличностной значимости рассматривается в контексте особенностей протекания в реально функционирующих сообществах разного типа процессов группообразования и личностного развития их членов. В тексте учебного пособия
Главную задачу автор видит в том, чтобы показать читателям существование научного обобщенного знания о людях, которое можно, а часто и нужно, использовать для понимания жизненных задач и возможностей их решения.В книге использованы результаты тестовых исследований, факты психологического консультирования, дневниковые записи и данные наблюдений, материалы бытового и профессионального общения автора с различными категориями людей.Пособие предназнач
Предлагаемое переиздание психодиагностического атласа Ф. Е. Рыбакова предпринято с целью возвращения этого уникального пособия в научный и практический оборот. Текст пособия предваряется кратким историческим очерком, позволяющим представить его место в процессе становления отечественной прикладной психологии. Редакторские правки были направлены на то, чтобы текст был понятен современному читателю, но вместе с тем сохранил бы дух эпохи, в которую
Супервизия – это буквально «взгляд сверху», когда более опытный профессионал «обозревает» работу менее опытного коллеги. Системная семейная психотерапия представлена разными школами или направлениями. Они отличаются друг от друга, в частности правилами проведения супервизий. В учебнике описываются особенности проведения супервизий во всех классических направлениях системной семейной психотерапии: в миланской школе, стратегическом подходе Хэйли-Ма
События и люди в рассказах Виктора Осенеева изображены ярко, красочно, образно. Вместе с тем – они живые люди с их страстями и привычками, положительными и отрицательными качествами. Но вот доходишь до рассказов «Мой милый, волшебный лес», «Идиллия», и перед тобой предстаёт автор – лирик, тонко чувствующий окружающую красоту, дышащий ей, передающий её читателю. Это относится и к стихам: в них всё так, как оно было, как есть. Александр Танцырев, ч
Сказочная повесть о говорящем коте Белые Лапы и его маленьком дружке прожорливом веселом Домовенке. Действие разворачивается в семье, где по приглашению кота, втайне от всех остальных, поселился крошечный Домовенок. Коту стоит больших усилий скрывать присутствие своего проказливого друга в доме. Несмотря на все интриги кота, он – положительный герой. Он учит ценить дружбу и создавать атмосферу добра и доверия и оберегает мальчика Эрвина, который
Сборник "Похожее на сны" включает в себя два рассказа, две самостоятельные истории. Первая – "Нет ничего нового под солнцем". Рассказ на злобу дня. Он ставит вечные вопросы: о зле и добре, о любви и, самое главное, о мире во время войны. В нем вы можете познакомиться с историей о приключениях двух ребят, рожденных на небе, но все же прикованных к нашей бренной земле. Читайте и попытайтесь прочувствовать сердцем, о чем тут написано. Ведь, как гово
Из жизни программистов. Не воспринимайте всерьез. Для тех, кто в теме. Кто не в теме, тот может погуглить.