Николай Лузан - Сталин. Охота на «Медведя»

Сталин. Охота на «Медведя»
Название: Сталин. Охота на «Медведя»
Автор:
Жанры: Новейшая история | Военное дело / спецслужбы
Серия: Книга о Сталине
ISBN: Нет данных
Год: 2017
Другие книги серии "Книга о Сталине"
О чем книга "Сталин. Охота на «Медведя»"

Новая книга Николая Лузана является продолжением дилогии: «Сталин. От «экса» до «Утки» и «Сталин. Операция «Ринг». Как и предыдущие книги, она основана на богатом фактическом материале и рассказывает о деятельности советских спецслужб и той роли, которую играл в ней Иосиф Сталин.

В основу романа положены малоизвестные события, связанные с подготовкой японской военной разведкой покушения на Сталина, получившего кодовое название «Охота на «Медведя». Оно было сорвано советскими контрразведчиками. Большинство участников покушения – офицеров-белогвардейцев, возглавляемых перебежчиком – бывшим комиссаром госбезопасности 3-го ранга, начальником УНКВД СССР по Хабаровскому краю Г. Люшковым, были уничтожены либо захвачены в плен в результате операции, проводившейся на территории Грузии.

Бесплатно читать онлайн Сталин. Охота на «Медведя»


© Лузан Н., 2015

© ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», 2017

Глава 1

После холодной весны и затяжных дождей, заливавших край в начале июня, в Хабаровск наконец пришло лето. Небо очистилось от свинцовых туч, и яркое солнце в считаные дни высушило дороги. Сопки заполыхали нежно-голубым пламенем фанфана – лазурника. Теплый «маньчжурец», потянувший из-за Амура, принес с собой запахи сирени и луговых трав. Шаловливый ветерок, беззаботно потрепав шторы на окнах кабинета «грозы» шпионов, диверсантов и вредителей – кавалера ордена Ленина и знака «Почетный работник ВЧК-ГПУ», начальника управления НКВД СССР по Дальневосточному краю комиссара государственной безопасности 3-го ранга Генриха Самойловича Люшкова, принялся легкомысленно листать материалы оперативно-следственного дела на «врагов советской власти и наймитов международного империализма» – участников «правотроцкистского Дальневосточного центра».

Люшков прихлопнул ладонью лист из протокола допроса бывшего второго секретаря крайкома партии Владимира Птухи и задержал взгляд на последнем абзаце. В нем тот подтверждал, что «во враждебную антисоветскую деятельность «правотроцкистского Дальневосточного центра» его втянул не кто иной, как бывший первый секретарь Дальневосточного крайкома ВКП(б) Иосиф (Юозас) Варейкис». Люшков обратился к показаниям еще одного «партийного перерожденца», председателя Далькрайисполкома Михаила Вольского, и здесь заработал зуммер телефона ВЧ-связи. Люшков снял трубку, в ней зазвучал лишенный интонаций голос телефонистки. Она объявила:

– Товарищ комиссар государственной безопасности 3-го ранга, с вами будет говорить первый заместитель наркома.

Люшков напрягся, и леденящий холодок пробежал по его спине. В трубке что-то щелкнуло, и в кабинете отчетливо, как будто рядом, раздался голос Михаила Фриновского. Поздоровавшись, он начал разговор с дежурной фразы:

– Как оперативная обстановка, Генрих Самойлович?

Эти слова не ввели в заблуждение Люшкова. Он внимательно ловил малейшие оттенки в речи Фриновского, чтобы понять, что к чему. В последнее время карьерный ветер дул не в паруса Люшкова. А всего несколько месяцев назад ничто не предвещало такого резкого изменения в позиции руководства НКВД СССР; более того, он находился в фаворе у самого наркома. Таких высоких показателей в разоблачении «врагов народа», как у него, не смогло добиться ни одно управление: за неполные одиннадцать месяцев в Дальневосточном крае подверглись репрессиям свыше 70 000 человек. Это был самый высокий показатель по стране.

Пальму первенства Люшков взял не только количеством, но и качеством «разоблаченных врагов народа». Чего стоил один только бывший первый секретарь Дальневосточного крайкома ВКП(б) Иосиф Варейкис. Эти «успехи» управления оценил сам Николай Иванович Ежов. В январе 1938 года при подведении итогов работы Наркомата внутренних дел он в своем выступлении поставил в пример «энергичную деятельность товарища Люшкова, сумевшего в кратчайшие сроки вскрыть и изобличить врагов советской власти, пробравшихся в партийные и органы госбезопасности Дальневосточного края».

Тогда, после личного приема у наркома Ежова, Люшкову показалось, что вот-вот карьерная струя вознесет его в самые высокие кабинеты на Лубянке. Все изменилось в одночасье. Давний покровитель – начальник 3-го управления военной контрразведки НКВД СССР – Израиль Леплевский внезапно попал в опалу и вскоре был арестован. Что он мог наговорить следователям, Люшкову оставалось только гадать, но одно не вызывало сомнений: волна арестов сотрудников из окружения Леплевского, прокатившаяся по Москве и Киеву, пойдет дальше. Гнал волну не кто иной, как Фриновский. От недобрых предчувствий нервный спазм сковал горло Люшкова, и он не мог произнести ни слова.

– Люшков, ну, что молчишь, язык, что ли, проглотил? – потеряв терпение, рявкнул Фриновский.

– Извините, товарищ первый заместитель наркома, что-то горло прихватило, – с трудом выдавил Люшков.

– Водку жрать меньше надо и хватать не будет.

– Я пью только по праздникам…

– А они что у тебя, каждый день?

– Никак нет, у меня аллергия на…

– Какая, на хрен, аллергия! Ты в своем медвежьем углу скоро совсем разучишься говорить.

– Никак нет, товарищ первый заместитель наркома, у меня аллергия, – твердил Люшков.

– Ладно, хрен с ней, с твоей аллергией. Ты можешь доложить по обстановке на границе с Маньчжурией? – положил конец препирательству Фриновский.

– Так точно, товарищ первый заместитель наркома! Обстановка сложная и имеет тенденцию к обострению, особенно в районе озера Хасан.

– А там что происходит?

– Наблюдается дальнейшая концентрация сил японской военщины у высот Заозерная, Пулеметная Горка и Безымянная.

– Чем они располагают?

– По последним, но требующим дополнительной проверки разведданным…

– Проверяй, а пока докладывай, что есть! – перебил Фриновский.

– Против наших частей происходит сосредоточение 19-й пехотной дивизии противника. Основные ее силы занимаются оборудованием позиций на острове Песчаный, в районе населенных пунктов Мантокусан и Хомуку. Штаб дивизии разворачивается в населенном пункте Чичудун.

– Какими силами располагаем мы?

– 40-й стрелковой дивизией полковника Базарова и 59-м посьетским погранотрядом. Дополнительно для усиления пограничников приданы два стрелковых батальона.

– Всего одна дивизия?! А где остальные части?!

– Есть еще 39-й стрелковый корпус комбрига Сергеева. Он находится в резерве и занимает позиции в районе поселка Новоселовка.

– Сколько от нее до границы?

Люшков ринулся к сейфу, вытащил карту и принялся разворачивать ее на столе.

– Люшков, чем ты там хрустишь? Если сухари жрешь, так еще рано! – начал терять терпение Фриновский.

– Никак нет, товарищ первый заместитель наркома, сверяюсь с картой.

– Он сверяется! Ты ее должен знать, как «Отче наш»!

Люшков, наконец, отыскал нужный лист, прикинул расстояние и доложил:

– Километров двадцать.

– Двадцать?! Нет, твой Блюхер точно охренел! Мышей совсем не ловит! Ладно, он мозги пропил, а ты-то там на что?! – сорвался на крик Фриновский.

Люшков нервно сглотнул и промямлил:

– Т-товарищ первый заместитель наркома, в том районе местность болотистая, трудно проходимая и не позволяет развернуть не то что силы корпуса, но и стрелковой дивизии.

– Что?! Люшков, ты с чьего это голоса поешь?

– Товарищ первый заместитель наркома, это оценка не только командования, но и нашей надежной агентуры.

– Думаешь свою задницу агентами прикрыть – не выйдет! Я смотрю, ты спелся с маршалом Хером и дуешь в одну дуду – вражескую.

– Никак нет, товарищ первый заместитель наркома, это гнусный поклеп, – оправдывался Люшков.

– Поклеп?! Враг под боком, а ты с Хером и Балакиревым водку жрете да баб тискаете!


С этой книгой читают
О революции и Сталине написано многое, но в данной работе автор предлагает по-новому посмотреть на нашу историю. В основе книги – взгляд на различие ленинского и сталинского большевизма. Эти два течения имели разные истоки, социальную базу, идейные устремления. Не будет преувеличением сказать, что объединяла их только внешняя «вывеска» и набор общих лозунгов, чем во многом и ограничивается их схожесть. Понимание этого обстоятельства открывает нов
Книга «Сталин. Операция «Ринг» рассказывает о проведении «специального мероприятия» по ликвидации актера-предателя Всеволода Блюменталь-Тамарина, в начале войны перешедшего на сторону фашистов и начавшего активную антисоветскую пропаганду в эфире и на страницах профашистских газет. Советские спецслужбы решили уничтожить предателя. Исполнителем согласился стать племянник Блюменталь-Тамарина – чемпион Ленинграда по боксу Игорь Миклашевский.Как и вс
В книге рассказывается об одной из наиболее значимых разведывательных операций, проводившихся военной контрразведкой СМЕРШ в период Великой Отечественной войны, – операции стратегического характера «Загадка». Ее основой была оперативная радиоигра, нацеленная против гитлеровской военной разведки, контрразведки абвера и специальных разведывательно-диверсионных органов Главного управления имперской безопасности «Цеппелин» накануне Курского сражения.
В основу рукописи положены воспоминания участников Великой Отечественной войны, сотрудников легендарной советской военной контрразведки Смерш Антонины Григорьевны Буяновской (Хрипливой) и Леонида Георгиевича Иванова, а также архивы отечественной спецслужбы.Вместе с ними читатель пройдет через все испытания войны, сможет понять глубину трагедии 1941-1942 годов, которую пережили и они, и весь советский народ, оценить величие Победы, одержанной ими
Вниманию читателей предлагается новая книга Николая Лузана, ветерана органов безопасности, лауреата многих литературных премий. В 13 художественно-документальных очерках и рассказах освещена деятельность отечественной военной контрразведки Смерш с апреля 1943-го по 1946 год. В книге использован богатый фактический материал из центрального архива ФСБ РФ.
События нового произведения Николая Лузана «Окаянные девяностые» развиваются на Урале в начале 90-х годов. Американская разведка в попытке окончательно развалить охваченную смутой Россию пытается добыть секрет новейших разработок нашей военной промышленности. События разворачиваются на фоне криминальных разборок различных бандитских группировок Екатеринбурга, делящих сферы влияния в регионе. Несмотря на охвативший всю страну кризис, российская ко
Эта книга о шести годах из пятисотлетней истории русской водки, которые пришлись на годы правления в СССР М.С. Горбачева. Этот краткий отрезок был насыщен эпохальными событиями. Среди них введение в 1985 году «сухого закона». Считается, что именно он привел к народному бунту 1991 года, за которым последовали развал СССР, приход к власти Б.Н. Ельцина, создание мафиозной «семьи», а также был заложен фундамент сегодняшней умопомрачительной коррупции
Книга «Тайны русской водки. Эпоха Иосифа Сталина» не столько о гастрономических пристрастиях генералиссимуса, сколько о той части истории русской водки, которая пришлась на время его правления.При Сталине отменили сухой закон 1914 года и при нем сухой закон ввели в США, повторив русские ошибки. У американского народа алкоголь отняли, а в СССР его вернули. При Сталине потеряли легендарную водку «Смирнов» (в 1933 году она стала американской), зато
Книга посвящена судьбам наших соотечественников первой волны белой эмиграции из России, возникшей вследствие событий Первой мировой войны 1914–1918 годов, русских революций – Февральской и Октябрьской 1917 года и почти шестилетней Гражданской войны 1917–1923 годов, в которой погибло более 10 миллионов российских граждан. Первое советское правительство, так называемая ленинская гвардия, состоящее в большинстве из пришлых людей, инородцев, поделило
Исполнилось 20 лет одной из самых страшных трагедий в новейшей истории России. 20 лет назад был расстрелян «Белый дом»…За минувшие годы о кровавом октябре 1993-го написаны целые библиотеки. Жаркие споры об истоках и причинах трагедии не стихают до сих пор. До сих пор сводят счеты люди, стоявшие по разные стороны баррикад, – те, кто защищал «Белый дом», и те, кто его расстреливал. Вспоминают, проклинают, оправдываются, лукавят, говорят об одном, н
Каждый владелец дачного участка мечтает получать регулярные богатые урожаи, минимизировать затраты – временные, трудовые, финансовые. Тому, как достичь успеха в этом нелегком деле, посвящена новая книга Октябрины и Александра Ганичкиных – ведущих отечественных специалистов в области сельского хозяйства, авторов нескольких десятков книг, пользующихся огромной популярностью. Она включает исчерпывающую информацию по выращиванию овощных и садовых кул
Замечательный специалист по прикладной психофизиологии Владимир Тараненко посвятил свой очередной труд проблемам подбора и анализу эффективности работы персонала.Книга «Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика. Тесты для отбора персонала» принципиально отличается от большинства учебников и руководств глубиной анализа, наличием оригинальных тестов и специальных методик, нигде ранее не опубликованных и представляющих собой
Библиотека проекта «История Российского государства» – это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники мировой литературы, в которых отражена биография нашей страны от самых её истоков.Из книги «Царские дети и их наставники» писателя и публициста Б.Б. Глинского (1860-1917) вы узнаете как формировались взгляды и характеры всех императоров из рода Романовых, и какую роль в этом сыграли их воспитатели и учителя. Зачем Елизавета Петровна просил
В книге «Жизнь во славу чести» автор Эльмария (Белинская Э.Б.) открывает возможности человека для перехода в новое измерение.Святость – это Счастье Подвига жить и Небесам служить,Честь знать, Совесть открывать.В воспоминаниях прошлого рождается будущее Царство Свободы.Надо увидеть Новую жизнь в 3-ем тысячелетии, расширить горизонты сознания и отразить в сегодняшней действительности. В условиях перехода к новой цивилизации нельзя опираться на прош