С каждым годом все дальше и дальше уходят события военных лет. Но внимание к происходившему на волжских берегах в 1942–1943 гг. становится еще более пристальным и всесторонним. В тот период решался вопрос о жизни и смерти народов Советского Союза, других народов мира, вопрос о перспективах существования и развития мирового сообщества, человеческой цивилизации.
Сталинградская битва занимает особое место в завоевании Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, прежде всего в нанесении Германии колоссального ущерба в военном, экономическом, политическом и морально-психологическом отношении. В ходе Сталинградской битвы немецкие войска полностью лишились 32 дивизий и 3 бригад, а 16 дивизий понесли такие потери, что их пришлось выводить на доукомплектование. Такого поражения враг еще не испытывал с начала Второй мировой войны. Германия была поставлена перед глубочайшим кризисом, объявлена тотальная мобилизация. В память о жертвах в Германии был объявлен трехдневный траур. Погребальный звон церковных колоколов по случаю невиданной гибели немецких войск под Сталинградом отрезвил миллионы граждан Германии, дал основание в реализации четкого признака неизбежного глобального поражения.
Сталинградская битва внесла решающий вклад в изменение хода Великой Отечественной, да и всей Второй мировой войны, преградила агрессору путь к мировому господству, стала прологом Великой Победы Советского Союза над нацистской Германией. В результате победы под Сталинградом на советско-германском фронте больше не будет армий сателлитов, правящие круги Японии и Турции отказались от своих намерений вступить в войну против Советского Союза. Стратегическая наступательная инициатива до конца войны перешла в руки советского командования.
Почти полностью разрушенный, но оставшийся непокоренным, Сталинград стал символом необыкновенной стойкости, мужества и героизма воинов Красной Армии, основанных на осознании патриотических чувств и веры в справедливость борьбы за освобождение своей Родины. Сформированная в экстремальных условиях готовность жертвовать жизнью за свое Отечество, по праву наполнило патриотическим содержанием термин «Великая Отечественная война».
В битве под Сталинградом летчики 14 раз повторили подвиг Николая Гастелло, 29 совершили воздушный таран, 11 воинов закрыли собой амбразуры огневых точек противника. За боевые отличия, проявленные в ходе Сталинградской битвы, 44 частям и соединениям были присвоены почетные наименования Сталинградских, Донских, Абганеровских, Басаргинских, Воропоновских, Зимовниковских, Кантемировских, Котельниковских, Среднедонских, Тацинских; 55 – награждены орденами; 183 части, соединения и объединения преобразованы в гвардейские. 112 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
Сталинградская битва стала одной из крупнейших во всей военной истории. План второго «молниеносного похода против Советского Союза» преследовал многие цели. Это и военно-экономические – захват промышленно-сырьевых ресурсов юга Советского Союза, прежде всего нефти, и политические – отрезать СССР от его союзников через Иран, и стратегические – проведение в будущем огромной охватывающей операции из районов Кавказа, Средиземноморья и Северной Африки в направлении Ближнего Востока. Победа Красной Армии под Сталинградом вызвала не только огромный политический и трудовой подъем народов Советского Союза, но и имела громадное международное значение. Народы, ставшие жертвами нацистской агрессии, с восторгом встретили известие о том, что ударные силы германского вермахта, с огнем и мечом прошедшие по их странам в 1939–1941 гг., нашли свой бесславный конец в степях между Волгой и Доном. Словно могучий набат победа Красной Армии под Сталинградом подняла народы Европы на более активную борьбу против захватчиков. Надеждой на избавление от гитлеровского «нового порядка» вошла в их жизнь радостная весть, прилетевшая с далеких волжских берегов.
Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и массового героизма. И наш долг не только знать и помнить об этом подвиге, но и передавать его новым поколениям людей на основе исторической правды.
Авторский коллектив выражает благодарность П.И. Вещикову, Б.И. Невзорову, А.А. Падерину, В.И. Фесенко, Б.П. Фролову за предоставленные материалы.
Итоги 1941 г. И планы противоборствующих сторон
С первых дней вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз военные действия развернулись на огромных пространствах от Баренцева до Черного моря и приобрели невиданную напряженность, динамичность и маневренность. В крупные операции сразу же были вовлечены колоссальные массы войск и разнообразной военной техники с обеих сторон. Кризисные для Красной Армии ситуации постоянно возникали то на одном, то на другом направлении. Все это поставило советское военное руководство как в центре, так и на местах в тяжелейшее положение. Оно не успевало следить за развитием обстановки, адекватно реагировать на ее изменение и во многих случаях теряло управление войсками.
Попытки советского командования нанести ответные удары с переносом военных действий на территорию агрессора, предпринятые им на второй день войны, уже не соответствовали возможностям войск и, по сути, явились одной из причин неудачного исхода приграничных сражений. Запоздалым оказалось и решение о переходе к стратегической обороне, принятое лишь на восьмой день войны. К тому же этот переход происходил слишком нерешительно и разновременно. Он потребовал перенести основные усилия с юго-западного направления на западное, где противник наносил свой главный удар. В результате значительная часть советских войск не столько сражалась, сколько перемещалась с одного направления на другое. Это давало противнику возможность громить соединения и даже объединения по частям, по мере их подхода к району сосредоточения.
Первый год войны выявил существенные недостатки в управлении войсками. Вскрылись серьезные упущения во всех звеньях управления, в том числе и на самом высоком уровне. Это негативно сказалось на ходе военных действий в начальный период войны. Вот как оценивал эту ситуацию начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал Ф. Гальдер: «В общем, теперь стало ясно, что русские не думают об отступлении, а, напротив, бросают все, что имеют в своем распоряжении, навстречу вклинившимся войскам. При этом верховное командование противника, видимо, совершенно не участвует в руководстве операциями войск»