Что такое тревоги и чем они отличаются от страха:
Страх, как подсказывает нам словарь психолога – это «непосредственно эмоция, которая возникает в ситуациях, когда возникает угроза биологическому или социальному существованию индивида и в свою очередь, направленная на источник действительной или же воображаемой опасности (переживаемая как настоящая опасность)».
Тревога же – отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, необъяснимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются.
То есть страх – есть реальная или воображаемая опасность здесь и сейчас, а тревога – реальная или воображаемая опасность в будущем.
Наши тревоги – это всегда будущее. Люди, которые склонны тревожиться, как они существуют в этом мире? Они не живут сегодняшним днем. Они живут в будущем, и это будущее они населяют некими образами, негативными, причем иногда настолько негативными, что только диву даешься и думаешь «откуда это в твоей голове вот такая страшенная глупость?».
Допустим, мне нужно сделать стул. Ну вот как на картинке – обыкновенный стул. Ничего особенного в изготовлении, пошел да и сделал. То есть – 4 ножки сложить, сидение приделать и спинку установить, поскольку это стул, а не табурет.
Но я начинаю сама себе придумывать, а вдруг он будет брыкаться, а вдруг этот стул будет с зубами, а вдруг у него будет недобрый взгляд, а вдруг на плоскость моего бытия он ляжет как какое-то черное страшное пятно, как здесь лежит вот эта вот тень.
Тень ощерила злобную пасть и косит на меня бешеным глазом, и я чувствую опасность неминуемую…
Минуточку!
Вы не забыли – я еще не сделала стул!
У этого несуществующего стула абсолютно вымышленная тень! И неизвестно еще, воплотится этот стул во Вселенной, или так и останется проектом в моих мечтах…
И вот что получается: ничего еще не произошло и наверняка не произойдет, но тот, кто подвержен тревогам, начинает в день сегодняшний тащить день завтрашний с негативным зарядом.
То есть, это завтра еще не наступило, и наверняка там кроме вероятных ужасов есть еще масса всяческих вариантов, но я уже населила завтрашний день исключительно только монстрами, втащила все это в сегодня, и теперь трясусь от страха и с ужасом жду: что-то должно случиться!
И когда оно не случается, мои тревоги только усиливаются: ведь я притащила столько монстров, и они где-то заблудились во времени, и если я точно знала, когда они должны нагрянуть, то теперь я жду их каждую минуту.
Вот иллюстрация нашего с вами оптимального внутреннего мира
Нормальное, базовое состояние человека – это счастье. Наслаждение сиюминутным существованием, радость от осознания, что ты живешь.
Безусловно, какие-то тревоги, страхи, сожаления присутствуют в жизни практически каждого человека, но они занимают незначительное место, и можно и нужно, не отравляя себя негативными эмоциями, наслаждаться жизнью.
Что мы делаем, когда мы тревожимся?
Мы громадный кусок счастья отхватываем на то, чтобы тревожиться.
Безусловно, когда мы начинаем тревожиться, и ощущаем, что счастье у нас уменьшается, уменьшается и уменьшается, у нас одновременно вырастает жалость к себе.
И как видите, картинка уже не такая радостная, счастья значительно поубавилось.
Безусловно, когда мы начинаем тревожиться, мы ощущаем, что счастье у нас уменьшается, уменьшается и уменьшается, у нас одновременно вырастает жалость к себе, и эта жалость еще больше портит картину:
«Что ж я такая несчастная, другие вон как живут, вот у них как все хорошо, а я тут сижу и у меня, того и гляди, муж уйдет, ребенок заболеет, с работы выгонят, водопровод сломается, туфли износятся, деньги кончатся, и т.д.»
И вы с тоской наблюдаете, как тревога и жалость сжирают ваше счастье.
На самом деле, есть ли у нас реально угроза того, о чем мы тревожимся?
Нет такой угрозы..
Иллюстрация в предыдущей главе со стулом прекрасно сюда вписывается:
Реальная ситуация – это изображение стула. Но мы, когда подвержены тревоге, видим всю ситуацию как тень, и на этой тени нам в безобидных чередованиях света и тени мерещится оскаленная морда опасности.
То есть, я сама себе рисую некие проекции свои собственные, и здесь будет уместна история житейская, которую вы наверняка слышали:
Некий мужчина переехал в новый дом, всех вещей у него пока – табуретка да сковородка, и он решил себе какой-никакой ужин соорудить.
Хватился – соли нету.
Нету соли – пошел к соседке. Ну, думает, – сейчас соли попрошу.
Нажал кнопку звонка в соседней квартире и ждет, когда ему дверь откроют.
Пока ждет, соображает, что там наверняка женщина какая-нибудь живет. И представляет себе, что сейчас произойдет:
«Сейчас она мне дверь откроет и скажет:
– Соли вам? Да, конечно, проходите!
Ну, я зайду, она мне соли отсыпет и борща предложит, и тут же дочка ее покажется, и хозяйука дочку свою начнет мне подсовывать.
Я борща-то съем, водки выпью, расслаблюсь.
С дочкой у меня случится секс непреднамеренный, и, конечно же, она забеременеет, и родится ребенок, они меня обженят, заставят на даче сидеть, их дурацкие грядки копать, а я этого совсем не желаю ни за что!».