В дружной семье сов, которая жила в большом гнезде в лесу за Линией, любили всех птенцов, но особенно смышленого Совёнка. Поэтому птенцу разрешалось много чего делать. Он очень хотел стать хранителем Киржача, таким, как его прабабушка – белая сова на Гербе города. Папа и мама никогда не возражали, когда их сын читал до позднего вечера старые умные книги. Не ругали, если он летал на Кручу, чтобы встретиться с волшебным Камнем и узнать очередную легенду о городе. Единственное, что ему не разрешали, так это улетать одному далеко-далеко. Но Совёнку очень нравилось путешествовать, он не мог долго сидеть на одном месте.
Много раз птенец просил дядюшку Филина показать ему окрестности Киржача и соседние с ним земли. Интересно и любопытно ему было посмотреть с высоты птичьего полета на свой край. Летать над дорогами, которые уходили вдаль. Видеть реки и мосты, купола храмов, торговые ряды и крыши домов. Должен же он, как хранитель города, знать границы своих владений.
И вот однажды Филин засобирался в дорогу. Он решил всё-таки показать Совёнку землю киржачскую. Малыш давно так не радовался. Он высоко взлетал, ухал, делал кувырки и хлопал пёрышками крыльев. Это всё напоминало птичий танец радости.
Папа и мама отпустили его со спокойным сердцем, все-таки рядом был мудрый дядюшка. Уж он-то всегда подскажет как вести себя в любой ситуации и поможет в беде. «Пусть летит, – подумал папа. – Лишних знаний не бывает, да и старше становится Совенок с каждым днём, надо ему учиться принимать решения самостоятельно и поступать по-взрослому». На крыльцо попрощаться с путешественниками вылетела вся дружная семья. Они стали махать крылышками, как платочками.
Совенок немного загрустил, глядя, как мама волнуется за него. Расставания с родителями, братьями и сестренками для него всегда были связаны с переживаниями.
«Все будет хорошо, – подумал птенец. – Я узнаю много новых легенд и преданий о своем родном крае. Если потребуется, разгадаю все загадки и найду ответы на вопросы».
Филин и Совёнок взлетели и скрылись из виду. На горизонте были видны лишь две удаляющиеся белые точки.
Под крыльями птиц промелькнула Круча, прозрачная и чистая вода реки, где раскрывались кувшинки и купались ребятишки. Солнце затеяло игру с детьми. Оно отражалось в блестящих брызгах воды и заставляло их щуриться. Совёнку тоже захотелось поплескаться в тёплой воде, но его манило очередное приключение. «Как, всё же, красива земля, где мы живём», – умилённо подумал он. Впереди призывно шелестел листочками зеленый лес.
– Дядюшка, – спросил Совёнок, заметив внизу какие-то едва заметные линии, – что это за широкие борозды в лесу, которые прерываются и потом снова соединяются, будто дорога?
– Ты действительно видишь дорогу. Только очень старую. Она давно заросла травой, потому что по ней никто не ездит. Внизу людям незаметно, а сверху, как на ладони, всё видно. Смотри, как тянется она через поля, лес и даже речки. Дорожные мосты, правда, со временем разрушились и остались только одни старые опоры. С этой дорогой связано много преданий.
– А как дорога эта называлась?
– Это старинный Стромынский тракт. Раньше очень длинную дорогу люди называли трактом.
– Чудное название, непонятное, – проговорил птенец.
– В старину слово «стромить» означало – укреплять, делать надежнее. Многие главные грунтовые дороги «стромили», специально насыпали, трамбовали, чтобы земля была плотной. По такой дороге можно было ездить на телегах в любое время года. Рядом с дорогой было и село – Стромынь. Оно было большое, там построили монастырь и постоялый двор, где путники отдыхали.
– А эта дорога Стромынская далеко тянулась?
– Да. Эту дорогу более тысячи лет назад проложили из Суздаля – тогдашней столицы Руси – в Смоленские и Брянские земли через наш Киржач. Ездили по ней веками и торговый люд, и крестьяне. Великий Владимир Мономах этой дорогой совершал объезды своих владений. Шествовала на конях и военная дружина во главе с князьями. Одного князя ты точно должен знать.
– Ух-ух, я знаю, это – Юрий Долгорукий. Тот, кто Москву основал, – сообразил Совёнок, который читал умные книги и знал историю.
– Если следовать народной молве, князь Юрий Долгорукий ездил по этому тракту. Он приказывал заселять безлюдные места и укреплять поселения вдоль дороги, именно так и зарождались на Руси будущие города, в том числе и столица нашей Родины – Москва.
– А что, в те времена дорога была всего одна?
– В этом направлении – одна, она была как линия, вся прямая, без поворотов и развилок. Там, где были болота, мостили гать, то есть закладывали стволы деревьев и засыпали землей. Там где текла речка – строили мосты.
Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru