Наконец-то наступило воскресенье. Белый Совёнок всегда очень ждал выходные. Казалось, и солнце в это утро светило по-особому, и ветерок лишь слегка качал ветки дуба. Мама Совушка хлопотала по дому. Любила она баловать своё семейство. Вот и сегодня любовалась румяной корочкой свежеиспеченного пирога с яблоками, а в доме вкусно пахло ароматной сдобой. Папа Сова в воскресный день хлопотал по хозяйству: укреплял гнездо, пополнял запасы на зиму плодов и ягод, каких растёт под Киржачём видимо-невидимо. В этот день он отправился собирать разные лекарственные травы. Детей-совят было много, и надо было заботиться об их здоровье. Лечились они, если заболеют, отварами и настойками из природной «зелёной аптеки».
Все птенцы тоже занялись делом. Сестрёнки стали собирать ромашки и васильки, переплетали их стебельками и мастерили красивые «солнечные» веночки. Девочки сплели по венку себе, а потом собрались вместе и приготовили яркий венок для своей любимой мамы Совушки. Она была очень рада и тут же, игриво сбросив чепчик, закрепила его у себя на голове.
Братики тем временем отправились к роднику. Каждый прикрепил листочек брусники к шляпке жёлудя в виде паруса так, что получился маленький кораблик. Взяли и дружно пустили самодельную флотилию по течению, по бегущей воде, в путешествие…
Вскоре кораблики скрылись за поворотом реки, и их не стало видно даже с высокого берега. Совята заскучали, но совсем ненадолго: Совёнок предложил поиграть в «войнушку» на лужайке возле дуба. Он, как и все мальчики, прочитал много книг про разные сражения и любил подражать богатырям-героям. Играть в взаправдашнюю «войну» – это так увлекательно!
– Главное – быть смелым и разбить противника! – подбадривал он совят командирским тоном. Они внимательно слушали старшего братца и решительно шли в бой на высохшие грибы-дождевики. Птенцы стукали клювиками по коричневым шляпкам-бомбошкам, из которых вспышкой сразу вылетало облачко седой пыли. Маленькими сабельками, сделанными из стеблей травы, они трепали воздушные головки одуванчиков. Множество белых парашютиков взмывало вверх и разлеталось от ветра по полю. Совята сделали шлемы из цветов колокольчика и щиты из лопуха и закрывались ими от этих взрывов. Ох, как досталось в той битве ещё и грибам-гнилушкам! Птенцы бомбили их ядрами мышиного горошка. Эти снаряды из стручка были мягкими, и потому не отскакивали, а смешно прилипали к светящимся гнилушкам. Бои получился еще и веселым.
За игрой совят из гнезда на дубе внимательно наблюдал мудрый Дядюшка Филин.
– Эй, храбрецы! Вы устроили такой шум и гам, словно идет настоящее сражение, – прокричал он совятам.
– Ух-ух! Мы выдержали схватку и победили. Мы – герои! – громогласно, как мог, отвечал Совенок. Его огромные глаза выражали восторг и наслаждение успехом. Он высоко поднял свою сабельку, сдвинул набекрень шапку-колокольчик и продолжал громко ухать. Отчего стал выглядеть забавно. Впрочем, так выглядели все братики и сестренки: перья у них растрепались и торчали как попало, пушок под крыльями выглядывал клочками.
– Сейчас вы больше похожи на драчунов. Приведите себя в порядок и возвращайтесь домой. Я вам расскажу про настоящих отважных героев.
Безусловно, птенцам нравились рассказы мудрого Дядюшки Филина. Они готовы были слушать его часами, поэтому быстро прилетели и уселись кружочком. Они хотели узнать очередную интересную историю.
– А что, дядюшка, много было храбрых героев на нашей киржачской земле? – первым спросил любопытный Совёнок.
– Есть в Киржаче много памятных мест, которые горожане обустроили, чтобы почтить память настоящих героев. Так называют только тех, кто любит родной край и может встать на защиту своей земли. Одно из мест зовётся Вшивая Горка. С этой Горкой, которая находится на северной стороне города между Линией и рекой, немало историй и легенд связано, – начал Дядюшка Филин. – Сам я много их слышал. Больше всего от старого Чёрного Ворона. Вороны долго живут, всё знают.
– Кто такой? Мы его не знаем, – спросил кто-то из птенцов.
– Не перебивайте старших, слушайте внимательно. Ворон – мой старинный друг.
Ему его дед рассказывал, который услышал об этом месте от своего деда. Так вот…
В далекую старину на Вшивой Горке рано жизнь зародилась. Предки древних славян строили здесь селища. Они сеяли просо и рожь, лепили из глины посуду, которую для прочности обжигали на огне. Охотники делали наконечники для стрел и копья из кремния – твердого камня, охотились на зверя, ловили рыбу в реке, в лесу собирали мёд диких пчёл. И всё здесь, на берегу нашей реки, которая служит левым притоком другой большой реке – Клязьме. Говорили наши предки немного на ином языке. В их речи слова «левый приток» звучало как «кирж-ач». Потом и город все стали называть Киржачом.
– И горку они назвали Вшивой? – не унимался птенец.
– Нет, дорогие мои совята, не они. У нашей киржачской Горки своя легенда. Слушайте дальше.
Филин продолжал:
– Жили все мирно, дружно. Прошло сто лет. Потом ещё пять раз по сто и ещё много времени. Наш Киржач стал настоящим городом, и всё вокруг изменилось. Стали жить уже другие люди, потомки этих самых древних славян. Они уже строили улицы, красивые дома и церкви. У города появился собственный герб с изображением нашей прабабушки, был обустроен большой монастырский пруд в центре города и многое другое.
Но вот однажды полчища неприятеля захотели взять город Москву – столицу нашей страны. Как узнали про это жители Владимирского края, так тут же самые отважные крестьяне и люди из богатых сословий стали записываться в войско. Оно называлось народным ополчением, – Филин сделал паузу и замолчал.
Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru