О. Резепина - Структура и формирование личности (Психолого-педагогические особенности)

Структура и формирование личности (Психолого-педагогические особенности)
Название: Структура и формирование личности (Психолого-педагогические особенности)
Автор:
Жанры: Саморазвитие / личностный рост | О психологии популярно
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2006
О чем книга "Структура и формирование личности (Психолого-педагогические особенности)"

«Изучение личности являлось объектом многих наук: этики, права, педагогики, филологии, философии, социологии, психологии, психиатрии, психотерапии и др. Однако до настоящего времени учеными не дано ее единого, общепринятого определения. Совокупность различных взглядов позволяет назвать личностью конкретного человека как субъекта преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В нашем понимании личность – это человек как носитель сознания, общественное существо, субъект активного преобразования мира, обладающий активной формой его отражения…»

В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Структура и формирование личности (Психолого-педагогические особенности)


Глава I. Понятие о личности

Изучение личности являлось объектом многих наук: этики, права, педагогики, филологии, философии, социологии, психологии, психиатрии, психотерапии и др. Однако до настоящего времени учеными не дано ее единого, общепринятого определения. Совокупность различных взглядов позволяет назвать личностью конкретного человека как субъекта преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В нашем понимании личность – это человек как носитель сознания, общественное существо, субъект активного преобразования мира, обладающий активной формой его отражения.

Наиболее серьезной ошибкой в учении о личности является то, что она в целом подменяется либо ее отдельными психическими функциями, либо опытом, либо типологическими свойствами, направленностью. Эти четыре односторонних взгляда существуют до сих пор. Личностный же подход требует обязательного учета всех этих четырех подструктур, входящих в динамическую функциональную структуру личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову) имеет четыре подструктуры: 2 рядоположенные и 2 наложенные (сквозные) подструктуры – характер и способности.

Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко ее можно назвать мотивационной или подструктурой направленности личности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формируется путем упражнения. Коротко ее можно назвать подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются) путем тренировки. Они несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно назвать биологически обусловленной подструктурой.

Если социальная подструктура личности – подструктура направленности – формируется путем воспитания, социально-биологическая подструктура профессионального и личностного опыта с помощью обучения, то биосоциальная подструктура устойчивых особенностей отдельных психических процессов личности формируется путем упражнения, а биологически обусловленные задатки и особенности высшей нервной деятельности поддаются тренировке.

1. Направленность личности

Основным социальным формированием личности, определяющим ее интересы и склонности, идеалы и убеждения, мотивы и мировоззрение, является так называемая направленность. Она характеризуется отношениями, качеством и формами. Отношения входят в структуру всех форм направленности и проявляются прежде всего во взамодействиях человека с другими людьми, с коллективом и обществом. В них проявляются такие черты характера, как коллективизм, общительность, чувство собственного достоинства, профессиональная гордость, самокритичность, выражается отношение человека к самому себе.

Влечение – наименее дифференцированное смутное стремление без четкого сознания цели. Желание – более высокая форма направленности, имеющая конкретную цель. Интерес как осознанная форма познавательной направленности и склонность как стремление к определенной деятельности являются основой для формирования идеалов, воплощающихся в конкретном образе.

Мировоззрение – более высокая степень направленности, характеризующаяся системой взглядов на мир и его закономерности, определяемая общественным бытием человека.

Если миросозерцание определяется как пассивное мировоззрение, то убеждение является высшей формой направленности личности.

Качества направленности классифицируются следующим образом: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Под уровнем направленности понимается общественная значимость личности. Но при высоком уровне мотивов иногда наблюдается узкая направленность личности, в противоположность которой выделяют понятие широты. Интенсивность направленности имеет разный диапазон, часто связанный с эмоциональной окрашенностью: от смутных влечений, осознанных желаний, активных устремлений до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется ее постоянством на протяжении определенного времени, а важнейшее качество – действенность – определяет активность реализации целей в деятельности.

Кроме мировоззрения в направленность личности входят и иные самооценочные подструктуры, такие, как совесть, чувство стыда, которым нелегко дать определение. Так, например, М. Шагинян отметила следующее: «Совесть – непередаваемое свойство души человеческой. Можно объяснить «инстинкт», «подсознание», «склонность», даже то странное качество, которое английские романисты приписывают иногда шотландцам, – «провидение», «второе зрение», «фейность», «психический дар предчувствия», – но нет научных или хотя бы просто объясняющих слов, чтоб понятно передать другому содержание слова «совесть». И даже нет полного эквивалента этого слова в переводах на все другие языки. Даже оттенок в этих языках другой – интеллектуальный (с примесью «науки» в английском и французском языке, с примесью «знания» в немецком); но на русском языке оно отнюдь не связано с «ведением» – оно связано с «вестью», с чем-то, подающим голос о себе издалека. Если взять в помощь личный опыт, закрыть глаза, погрузиться внутрь себя и попытаться хотя бы почувствовать, что же это такое «совесть» для себя самого, то возникает личный соблазн – назвать ее чувством вины» (Шагинян, 1988).

Таким образом, совесть выступает как нравственная самооценка человеком своих поступков; близко к этой категории стоит и чувство стыда – моральное чувство, переживаемое как неудовлетворенность собой, своими поступками. В этих качествах самооценки проявляются нормы общества, где под моралью разумеют отражение в общественном и индивидуальном сознании нормы нравственных явлений и поступков. По форме направленность личности может быть более биологизированная, например, в виде потребностей, биологически отражающих нужду организма, и более социализированная, отражающая духовные потребности личности – интеллектуальные, моральные и эстетические.


С этой книгой читают
Сборник целительных сказок для взрослых и детей. Эти сказки обо всём на свете: о людях, зверятах и монстриках; о прекрасном вокруг нас и внутри нас, о жизненном пути и победе над страхами. В книгу включены также личные истории из жизни автора, а также сказки по рисункам больших и маленьких художников.Сказки обладают терапевтическим эффектом, заставляют задуматься, призывают порассуждать. Взрослым они могут быть даже интереснее, чем детям.Сборник
Утрата традиционных ценностей – бич современности.Фундаментальные основы социального устройства рушатся, потому что люди забыли, как общаться друг с другом.Автор книги, Ильхами Фындыкчы, уверен: нужно вернуться к моральным устоям, которые поддерживали людей на протяжении столетий, – искренней любви, крепкой семье и взаимному доверию. Он предлагает методику, которая поможет обратиться к истокам и тем самым добиться успеха и благополучия в карьере,
Все надоело? Ничего не радует? Экзистенциальный кризис? Не знаешь, что делать? Выход есть всегда!!!
«Все проблемы – из детства». Пожалуй, именно такое заключение чаще всего витает в кабинетах психотерапевтов, но мало кто действительно рискует погрузиться в тинистые структуры давно ушедших дней. Там скрываются клыкастые чудовища похуже тех, что может породить смелая фантазия, ведь эти василиски по сей день продолжают влиять, отравлять, искажать и деформировать нас.Автор книги – Нина Случ – берет на себя мужество вспомнить, где прорисовывается то
Есть ли что-то общее между Германией 1933 года и Америкой, избравшей президентом Дональда Трампа? В книге Тимоти Снайдера “О тирании” такое сопоставление не выглядит натяжкой. Автор призывает прислушаться к урокам минувшего века и с их помощью предотвратить скатывание к диктатуре в нынешнем. “Мы не мудрее европейцев, которые видели, как демократия уступает фашизму, нацизму и коммунизму в XX веке, – пишет Снайдер. – Наше единственное преимущество
Поэт и дама – гениальная, новаторская драма. Наряду с людьми героями являются и страсти, владеющие ими: совесть, похоть, разум, время. Монологи по яркости и страстности чувств не уступают Шекспировским. Действие захватывает. Дневник Шекспира в самом деле его творение. Он основан на его сонетах в моём переводе. Обложка – рисунок Лискинского художника Аникеева А.В., иллюстрировавшего мою книгу "Сонеты. Гамлет".
Жорж Сименон писал о комиссаре Мегрэ с 1929 по 1972 год. «Мегрэ и привидение» (1964) повествует о стремительном и захватывающем расследовании преступления в мире искусства, нити которого ведут из Парижа в Ниццу и Лондон.
Жорж Сименон писал о комиссаре Мегрэ с 1929 по 1972 год. Роман «Мегрэ в меблированных комнатах» пользовался особой любовью Сименона: «Лично мне он очень нравится. Немного приглушенный, размытый, словно этюд в миноре» (из письма Свену Нильсену, 23 февраля 1951).