Леонид Млечин - Сумерки вождей

Сумерки вождей
Название: Сумерки вождей
Автор:
Жанр: Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Сумерки вождей"

Личные отношения Ленина и Сталина – все еще загадка. А между тем именно взаимоотношения двух вождей советской власти во многом определили судьбу страны. До 1917 года Ленин плохо знал Сталина. Они были из разных миров. Но после революции доверил ему высшие посты в государстве. Почему? Очень увлекательная и легко написанная книга Леонида Млечина, мастера политических биографий, предлагает необычный взгляд на Ленина, Сталина и других советских государственных деятелей.

Бесплатно читать онлайн Сумерки вождей


© Млечин Л.М., 2019

© АО «Издательский дом «Аргументы недели», 2019

Предуведомление от автора

Совпадение действующих в этой книге лиц и описываемых событий с реальными − не случайность.

Герои не вымышлены. Реплики и монологи, которые они произносят, и поступки, которые совершают, − подлинные.

Все, как говорится, имело место.

Автору фантазии недостает?

Жизнь такая, что и придумывать ничего не надо.

Главные действующие лица

В 1917 году:

Владимир Ильич Ленин − член ЦК партии большевиков, жена − Надежда Константиновна Крупская, бесконечно преданная мужу.

Иосиф Виссарионович Сталин − член редколлегии центрального партийного органа большевиков газеты «Правда», вдовец.

Лев Давидович Троцкий − председатель Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Григорий Евсеевич Зиновьев − верный друг и единомышленник Ленина; во второй раз женат на Злате Лилиной, которая родила ему сына Степана.

Яков Михайлович Свердлов − руководитель секретариата ЦК партии большевиков, то есть партийного аппарата; говорил, что весь отдел кадров ему заменяет записная книжка.

Глеб Иванович Бокий − секретарь Петроградского комитета партии большевиков, один из будущих руководителей ведомства госбезопасности.

Юлий Осипович Мартов − член ЦК партии меньшевиков, прежде работал с Лениным.

Сергей Яковлевич Аллилуев − рабочий электрической подстанции в Петрограде. Социал-демократ по взглядам, как и жена − Ольга Евгеньевна. Две дочери на выданье. Младшая, Надежда, станет женой Сталина и покончит с собой. Старшая, Анна, напишет воспоминания о Сталине и сядет.

Александра Михайловна Коллонтай − член исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, затем первая в России женщина-министр и женщина-посол.

В 1953 году:

Иосиф Виссарионович Сталин − секретарь ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР.

Георгий Максимилианович Маленков − заместитель председателя правительства и секретарь ЦК, воспринимался как наследник вождя.

Лаврентий Павлович Берия − заместитель председателя правительства, в недавнем прошлом и ближайшем будущем хозяин Лубянки.

Юрий Андреевич Жданов − заведующий отделом естественных и технических наук и высших учебных заведений ЦК; сын члена политбюро и зять генерального секретаря.

Николай Сидорович Власик − генерал-лейтенант, бывший начальник главного управления охраны Министерства госбезопасности, заключенный.

Семен Денисович Игнатьев − министр государственной безопасности, сердечник.

Часть первая

Знакомство

Со страшным скрипом башмаки

У заветной двери они появились втроем − Георгий Максимилианович Маленков в наглухо застегнутом сером френче, Лаврентий Павлович Берия в мятом двубортном черном пиджаке и помощник коменданта ближней дачи в новеньком мундире с погонами майора госбезопасности.

Уже пробило три часа ночи, и лица у обоих были заспанными. В прихожей, стараясь не шуметь, они сделали первые осторожные шаги, и новенькие ботинки Маленкова предательски заскрипели. В полной тишине звук показался неприлично громким.

Майор взглянул на него с ужасом. Пузатый Маленков застыл на месте. На одутловатом неподвижном лице выделялись только внимательные черные глаза. Георгий Максимилианович прислонился к стене и, с трудом поднимая одну ногу за другой, кряхтя и потея, стащил с себя ботинки. И дальше пошел босиком, держа ботинки в руках. Насмерть перепуганные Маленков и Берия пытались идти на цыпочках, но не получалось − ноги не слушались.

Майор распахнул дверь и отступил в сторону, пропуская Берию и Маленкова. Георгий Максимилианович движением головы предложил Берии первым переступить порог. Лаврентий Павлович благоразумно отказался от этой чести. Не решаясь войти, оба замерли на пороге. Вытянув головы, они смотрели в одном направлении.

В прекрасно знакомой им малой столовой все было, как и день назад, когда они в последний раз приезжали на ближнюю дачу по приглашению вождя. В центре большой стол, чуть подальше − выход на застекленную веранду. Рядом находилась спальня с ванной комнатой.

На сей раз вождь их не встречал. Он лежал на диване, укрытый одеялом, и никак не реагировал на их появление. Отдыхает? Дремлет? Гостям было сильно не по себе.

− Ну, так в чем дело? − недовольно буркнул Маленков, стараясь не шуметь. − Зачем нас побеспокоили?

Он испытывал страстное желание поскорее уйти. Пока вождь не проснулся, пока не открыл глаза и не увидел непрошеных гостей.

− Товарищ Маленков, Георгий Максимилианович, − громким шепотом принялся объяснять помощник коменданта ближней дачи. − Обстоятельства дела такие. Прикрепленные подполковник Старостин и подполковник Туков, как положено, в десять утра приступили к дежурству. Я с ними дежурю. С утра ждали распоряжений товарища Сталина, но… Конечно, мы знаем, что товарищ Сталин ложится очень поздно, отдыхает иногда до обеда. Но сегодня он вообще не вышел из комнаты! Мы ориентируемся по электроосвещению. Включил товарищ Сталин свет − мы знаем, где он. Долго не решались его побеспокоить. Он же строго-настрого запретил беспокоить, пока сам не выйдет. Не любил, когда мы появлялись. Вообще-то товарищ Сталин спит в другой комнате, но здесь есть диван. Он всегда может прилечь, отдохнуть. Товарищ Сталин ничего не ел целый день! Обед перестоял, несколько раз грели… Пробовали, боялись, невкусным станет. В 22.30 фельдсвязь доставила свежую почту из ЦК. Обычно я почту приносил, когда замечал, что он встал… Но тут решился. Я с пакетами по коридору пошел, заглянул в малую столовую: товарищ Сталин − на полу, возле дивана, на ковре! Рядом лежат часы и газета «Правда». Подбежал. Спрашиваю: «Что с вами, товарищ Сталин? Может, врача вызвать?» В ответ что-то, чего разобрать не могу. Вроде спит. Но хрипит сильно. И он… Неловко мне как-то говорить. Он был в ночной сорочке и пижамных штанах, а штаны…

Охранник замолчал. Маленков покосился на него:

− Ну?

− Штаны мокрые, − обреченно признался майор. − Товарищ Сталин обмочился.

− Ты − парень молодой, еще мало что понимаешь, − вмешался Берия. − Что особенного? Вождь устал невероятно − вся страна на плечах! Где был, там и прилег, сморило его. А штаны… У мужчин с возрастом бывают проблемы. Постареешь − вспомнишь мои слова.

− Я по внутреннему телефону вызвал обоих прикрепленных − Старостина и Тукова и подавальщицу Бутусову. Они бегом сюда. Спрашиваем: «Товарищ Сталин, вас положить на кушетку?» Показалось, он головой кивнул. На диван переложили, укрыли пледом, наверное, он озяб. − Охранник торопился все рассказать, словно облегчить душу. − Стали звонить нашему министру. Так положено по инструкции! Товарищ министр государственной безопасности Игнатьев говорит: что вы мне звоните? Докладывайте товарищу Маленкову.


С этой книгой читают
Прошло уже более полувека со дня смерти Сталина, но до сих пор споры о феномене вождя не утихают. Одни говорят – тиран, другие – гениальный политик. Однако с утверждением, что это была неординарная личность, согласятся, пожалуй, все. Как же случилось, что сын простого сапожника стал генсеком? Как ему удавалось одновременно быть кумиром и тираном собственного народа? Какие личные качества помогали Сталину удерживать власть не одно десятилетие? Сег
Таинственные хозяева Лубянки привлекают наш интерес. Среди них были фигуры яркие и посредственные, люди, поистине определявшие политику страны, и простые исполнители приказов высшей власти. Каждого пятого из них расстреляли. Но двое – Юрий Андропов и Владимир Путин – стали руководителями государства. Чекисты – закрытая и очень влиятельная корпорация. Какую роль органы госбезопасности играли в истории нашей страны? Виновны ли они в драмах и трагед
Если бы Адольф Гитлер был способен рационально мыслить, он не решился бы начать войну с Советским Союзом, войну, которую нацистская Германия ни при каких обстоятельствах не могла выиграть.Но Гитлер вообразил себя всесильным и всемогущим. Он сам поверил в свое величие и непогрешимость. И он стал с порога отвергать любые сомнения и возражения. Его речи приобрели мессианский характер. Низкопоклонство армии чиновников, сладкая лесть пропаганды только
Михаила Андреевича Суслова называли «серым кардиналом» позднего СССР. Войдя в политическую жизнь страны еще в предвоенные годы, он до самой смерти в 1982 году участвовал в принятии ключевых решений, определяющих жизнь советских людей. В глазах всего мира этот непреклонный догматик был символом коммунистической идеологии, которая с его уходом зашаталась, а потом и рухнула. Личная жизнь Суслова, его подлинные мысли и чувства оставались тайной, поэт
Сборник историко-публицистических статей посвящён развитию Бессарабской области/губернии в составе Российской империи. «Русский» век (1812-1918 годы) стал одним из наиболее продуктивных для региона в контексте роста численности его населения, хозяйственного и политического развития.Именно в данный период здесь появились железные дороги и пароходное сообщение, правильно спланированные города, классическое образование, товарное садоводство и виногр
Краткий экскурс в архитектуру современной цивилизации. О том, как ускоренный прогресс социально-экономических отношений создал систему противоречий, а политика закрепила систему искусственных дисбалансов. О временных бомбах, готовых сработать в любой момент или уже исполняющие свое предназначение. А также о том, есть ли возможность свернуть с курса, ведущего к мрачным антиутопиям.Александр Ермаков и Григорий Героев, ведущие канала "Дайджест капит
10-вековая история российской юриспруденции и государственности – в одном комплекте.Самое полное и детальное исследование развития российского общества: от первобытного уклада до формирования могущественной империи.Комплект «Государство и право» приглашает вас отправиться в путешествие по многогранному миру российской истории и задуматься о том, какие уроки мы можем извлечь из прошлого для построения более светлого будущего.Внутри вы найдете книг
Эти искренние, документально точные рассказы были написаны простыми провинциальными сыщиками Российской империи в начале XX века. А потом с любовью отобраны лучшими авторами современного исторического детектива. Они потрясают воображение, погружают в атмосферу старины и восхищают удивительной наблюдательностью, знанием психологии, смекалкой и личным мужеством сыщиков давно минувших дней.В феврале 1903 года в имении «Ильмень» под Новохоперском был
Осенью 1992 года в Москве погибли социолог Салин и микробиолог Крапивницкий с малолетней дочерью и её гувернанткой. Коллега Салина Вадим Шведов, случайно оказавшийся в разгромленной квартире, обнаружил в тайнике пять общих тетрадей, исписанных по-латыни. Шведов решил, что в тетрадях содержится что-то очень важное, потому что именно ради них убивали людей и обыскивали квартиру. В изобилии находившиеся вокруг ценные вещи преступники не тронули. Шве
Летом 1993 года над головой бандитского «авторитета» и одновременного милицейского агента Филиппа Готтхильфа сгущаются тучи. «Коллеги» – мафиози подозревают его в измене и берут под наблюдение. Одновременно с этим из Казахстана приезжает вдова тамошнего бандитского главаря Валентина Токовая, которая хочет отомстить Готтхильфу за смерть мужа. Она встречается с питерскими противниками Филиппа для того, чтобы объединить усилия и ресурсы…
Это рассказ о том, как война меняет людей, заставляя забыть все доброе и светлое. О том, как выгода и нажива заменяют дружбу и помощь. О том, как легко предать того, кто верил тебя... Как легко сломать человека.... И как тяжело вновь заставить его стать собой... Говорят, крылья дарит небо, но вот что делать, если земля отобрала их? Возможно ли вновь, научившись мечтать, взлететь?    
Станция "Астрея" приютит любого. Как же удивительно порой складывается твоя судьба. Хотела выйти замуж за капитана? Нашла путь к его сердцу? Он сделал тебе предложение, о котором ты так сильно мечтала? Смело соглашайся! Он будет самым лучшим для тебя. Возрастные ограничения 18+ Версия на бумаге: Станция Астрея. Лучший для тебя. Вера Окишева, Светлана Безай Станция "Астрея": История первая: Станция "Астрея" - место нашей любви. Вера Окишева И