Путевая проза Евгения Деменка
С детских лет люблю книги о путешествиях.
Было время, когда мне казалось, что вырваться из нашей заколдованной страны невозможно, и все путешествия придется совершать по книгам. Утешал себя тем, что знаменитый фантаст Жюль Верн, сидя во французском кабинете, настолько реально описал кругосветное путешествие своего героя, упрямца Керабана, что диву даешься.
Да, книги о путешествиях, путевая проза всегда увлекали и привлекали читателя.
Изменились времена. Рухнул «железный занавес», теперь можно ездить, наблюдать, размышлять, сравнивать. Но все равно книги великих путешественников, писательская путевая проза остаются востребованными.
Прежде чем посетить Италию, я дома читал блистательные записки об Италии Стендаля, а затем и «Образы Италии» Павла Муратова. Прежде чем посетить Японию, я окунулся в незабываемую книгу Бориса Пильняка «Корни японского солнца». Польшу мне помог открывать Генрик Сенкевич…
Вот и сегодня у меня в руках книга, которую до поездок я рекомендовал бы прочесть всем, кто готов отправиться в путешествие.
Это путевая проза Евгения Деменка.
Только что радовался, что у него в серии «ЖЗЛ» вышел роман-биография Давида Бурлюка, на который у автора ушли десять лет кропотливой работы.
Но это не означало, что ничем больше Евгений Деменок не занимался. Писал рассказы, краеведческие и искусствоведческие исследования о знаменитых одесситах, принял участие в создании двух коллективных романов-буриме, причем второй из них, «Ямщик, не гони самолет», был посвящен кругосветному путешествию по 46 параллели, на которой стоит Одесса. Деменок выбрал себе главу о США и повел читателя в один из северных штатов, где добывали золото…
А параллельно накапливались рассказы для книги о путешествиях.
Автор подсчитал, что за его спиной уже 50 стран, от самых популярных – Италия, Греция, США, до все еще редких – Коста-Рика, Никарагуа… В блокнотах тысячи записей, пора их привести в порядок, оформить в книгу.
Я читал главу за главой и удивлялся, как можно в одних и тех же странах, в одних и тех же городах видеть свое, не туристическое, глубинное.
Я дважды бывал в Австрии, в Вене. Но гастрономические чудеса этого города лишь сейчас ощутил, читая эту книгу. А музеи? Да, мы все были в «Альбертине», но вот Музей Зигмунда Фрейда мне открыл Евгений Деменок.
От Будапешта я ожидал рассказ о Национальной галерее. И ошибся. Деменок повел читателя в Большую синагогу, самую большую в Европе. И рассказал потрясающе интересную историю о дипломатах, спасавших евреев в годы Второй мировой войны. Мы знаем о Рауле Валленберге, шведском дипломате, спасшем тысячи человек, но в конце войны арестованного КГБ и сгинувшего в СССР. А Деменок раскопал, расследовал судьбу Джорджо Перласка – итальянца, воевавшего в Испании на стороне Франко, но в Венгрии, во время Второй мировой, спасшего тысячи евреев, которым выдавал испанские паспорта. После войны он уехал в Италию, и даже родным не рассказывал, чем занимался во время той войны. Пока его не нашли спасенные им венгерские евреи. Вышла книга, фильм…
Перласка стал одним из Праведников народов мира.
Мюнхен, да и вообще Германия, для Евгения Деменка прежде всего связаны с Василием Кандинским и группой «Синий всадник». Их память живет в Мюнхене. И вновь, как в каждом очерке, автор находит возможность создавать мосты с Одессой.
Нужно ли объяснять, что Одесса – это тема размышлений в Греции и в Израиле? И всегда это не банальные общеизвестные факты, а находки исследователя, которыми он весело и охотно делится с читателями.
Ощущение, что все страны автору дороги и интересны. И все же он не может скрыть восхищение Кипром, любовь к Чехии…
Рад, что на книжной полке читателя появится такая насыщенная, умная, и в то же время – такая эмоциональная книга. Великолепный бедекер в помощь каждому путешествующему.
Когда-то необъятный мир давно стал уютным и близким. Таким его сделало не только развитие авиации, мореплавания, автомобилей, но и умные книги.
Прежде чем отправляться в очередной вояж, сверьте свою карту с путевой прозой Евгения Деменка.
Жить станет интересней.
Там хорошо, где нам хорошо
Когда количество стран, в которых я побывал, подобралось к пятидесяти, я задумался.
Разумеется, задумываться мне доводилось и до этого. Но в этот раз я задумался о том, в каких городах и странах мне понравилось больше всего.
Даже не так – где именно я чувствовал себя лучше всего.
Ответ я нашел в себе быстро, но так увлекся этими размышлениями, что решил вовлечь в них своих путешествующих друзей и знакомых. Картина получилась удивительная. Одни оказались горячими приверженцами Азии, считая Европу скучной, и месяцами жили в Индии или Тайланде.
Другие были поклонниками экзотики, островов и дайвинга. Мальдивы, Маврикий и все такое прочее.
Третьих – суровых и закаленных, – интересовали лишь трекинги, маршруты и переходы подальше от цивилизации. Я называю их «Клубом поклонников Непала», хотя маршруты эти пролегают везде, от Сибири до Камбоджи.
Кто-то обожествляет Мексику и Южную Америку, кто-то не хочет знать ничего, кроме Нью-Йорка.
Двое моих друзей, чья работа связана с морем, предпочли Европу. Но Европу северную, дисциплинированную и упорядоченную. Один осел в Гамбурге, другой – в Стокгольме.
Оба они горячо говорили о том, что терпеть не могут Европу южную – всякие там хаотичные и бардачные Италии, или, не дай Бог, Греции.
Я набрался мужества и признался им, что эти вот бардачные страны Южной Европы я люблю как раз больше всего. Все эти хаотичные Италии и Греции.
Удивительно, но дружба наша до сих пор крепка.
Левант. Магическое слово и магическое место для меня. В Греции, Израиле и на Кипре я чувствую себя лучше всего. Я наслаждаюсь достоинствами этих стран и умиляюсь их недостаткам.
Нет, право слово, как там может не нравиться? Прекрасный климат. Вкусная еда. Красивые женщины. Что еще нужно для того, чтобы достойно встретить старость, начав готовиться к ней с молодости?
И, самое главное – там есть море.
Удивительно, но в мире есть множество людей, которые прекрасно обходятся без моря. Я не принадлежу к их числу. В один прекрасный момент я осознал, что для одессита жизнь без моря как-то противоестественна.
Лет восемь назад я брал интервью у одесского художника Юрия Плисса. Он незадолго перед этим вернулся в Одессу из Москвы, где долго жил и успешно работал, и я спросил, почему же он вернулся.
– Не могу жить без моря, – ответил он. – Мне нужно видеть этот берег, край, горизонт.
Настоящий одессит.