Об опасности духовного и психологического невежества
В наше быстро меняющееся время, в отсутствии духовных и нравственных ориентиров возрастает ответственность каждого человека за свое психическое здоровье. К сожалению, у авторитетного московского института психоанализа на официальном сайте есть эмблема – 1-е место по доходам выпускников в области психологии. Не отмечается высокое качество и количество оказанной помощи, научные достижения, а замечено, что дорого оплачивать услуги профессиональных психологов; но цена вопроса не всегда оправдывает результат.
Церковь, которую на протяжении многих веков называли лечебницей, а Святые Отцы считали христианство не философией, не идеологией, а медицинской областью; человека, в первый раз переступившего порог храма, может тоже смутить прейскурант на услуги. С одной стороны, формальность проповеди современных священников, оторванность их от жизни отталкивает человека, утверждение, что все он получит только в будущем веке, но осознание, упорядочивание жизни и утешение совести и ощущение Царства Небесного, развитие талантов верующий начнет получать уже здесь. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30).
А с другой стороны:
Самый главный недостаток русского человека – это его полное религиозное невежество. В нем есть общее покаянное чувство и сознание своей греховности, но нет ясного представления о реальном грехе и нет навыка анализировать свою жизнь и замечать грехи; оттого на исповеди почти всегда однообразно-убийственное «грешен, батюшка». Так продолжается до тех пор, пока гром не грянет.
Отрывок из книги протоиерея Иосифа Фуделя «Дневник священника пересыльной тюрьмы»
Быть религиозно и психологически невежественным опасно, надо понимать, что все мы опутаны психологическими механизмами и религиозными, философскими представлениями, тем важнее осознание взгляда свыше, то, которое нам и дает Бог через умную молитву. Если мы небрежно относимся к телу, то можем заболеть, если мы не будем заботиться о своей душе и духе, то о них позаботится кто-то другой, и к своему удивлению можем осознать в конце, что прожили чужую жизнь, в лучшем случае, а в худшем – получить ее полное разрушение. Церковь идет в общество, в школы и институты, бесполезно игнорировать ситуацию, пока это установка государства, но не стоит становиться безвольной жертвой процесса. В психологии накопились знания о механизмах защиты, о действиях родительских сценариев и о влиянии бессознательного, но если даже психотерапевт смог помочь в осознании проблемы, то не всегда возможно смягчить ту боль и тяжесть, которая может упасть на плечи человека (драматические родительские сценарии). Здесь и возникает необходимость в обращении к Христу; вина нас, верующих, если по нашей причине кто-то не может пройти:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Мф. 23:13—15
В книге нет критики заповедей, догматов, канонов, но есть критика церковной среды, всевозможных заповедей «человеческих», которые, как в страшной сказке, спрятали смерть лукавого в иглу, иглу в яйцо, яйцо в утку, утку на дерево, а дерево посреди болота. Кривая вера опаснее неверия: в евангельских текстах мы не видим ни одного примера покаяния фарисеев. В книге рассмотрены противоречивые явления и приведены размышления на тему духовного и психологического насилия, разграничение понятий духовной и психологической жертвы, а также тех болезненных состояний, которые может получить человек при неправильном религиозном развитии. Христианство – это религия свободы, к которой человек должен двигаться, преодолевая пороги, Евангелие – это книга дружбы Бога с человеком. Те же, кто утверждает, что христианство – религия рабов, сами рабы одной из самых страшных страстей – властолюбия. Эта книга обращена ко всем думающим, неравнодушным людям, верующим, ищущим Бога, к священникам, психологам, к тем, кто интересуется религией и обеспокоен психологически-духовной атмосферой в обществе. В книге осуществлена попытка осмысления и соединения психологического опыта с духовным, что и должна делать религия. Рели́гия от лат. religare – связывать, соединять.
Неофит. Духовная и плотская гордость. Духовное предательство
Мы – люди, не получившие веру в наследство, ее каждому из нас нужно воссоздать; то, что неофитство – довольно опасное состояние, мало кто осознает и мало кто говорит с амвона, так как священники в большей мере сами недавно переступили порог церкви. Это состояние, при котором верующий больше должен молиться, думать, молчать, слушать и внимательно искать промысел Божий относительно себя, но точно никого не учить. Если христианин не ищет своего места согласно промыслу Божьему, то он обязательно займет чужое. Можно сказать, что вся вселенская трагедия и возникла от нежелания быть на своем месте, падение ангела Денницы и за ним и человека. Осознав же свое призвание, нужно работать на своем месте Христу как добрый раб, чтобы услышать: «О мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:21)». У Бога есть духовные лифты: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». Здесь можно отметить, что многие не представляют, какое ожесточенное сопротивление встретят на пути реализации Божьего промысла от близких людей, и от верующих в том числе. Многие знают, что делать, мало кто понимает, как. У Бога нет ничего окостенелого, поэтому человек будет двигаться и развиваться. Если же мы не заботимся о своем месте, то, по словам Псалтыри, «человек, яко трава дние eго, яко цвет сельный, тако оцветет. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего» (Пс. 102:15—16). При постоянном посещении храма, служб, исполнении правил, обязанностей на том месте, на котором призваны, перенесении испытаний, может быть, через двадцать пять – тридцать лет вы не будете неофитами.
Но что в данный момент происходит: молодой человек начинает ходить в храм под действием порою мамочки-неофитки, получает благословение, и были случаи, что через месяц он идет в семинарию, а по окончании это священник, а при скорости постройки храмов, сравнимой разве что с разрастанием ретейловской сети, и настоятель. Согласно Катехизису, «священство есть таинство, в котором на правильно избранного кандидата посредством епископского рукоположения нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово». Как определяется правильность выбранного кандидата? Образование, единобрачие? Обучение в духовных образовательных заведениях не гарантирует качества выпускников.