Дмитрий Орехов - Святая Русь

Святая Русь
Название: Святая Русь
Автор:
Жанры: История православной церкви | Паломничество
Серия: Братья и сестры
ISBN: Нет данных
Год: 2018
Другие книги серии "Братья и сестры"
О чем книга "Святая Русь"

Эта книга Дмитрия Орехова, посвященная паломнической теме, – увлекательный рассказ о главных святынях России – монастырях и храмах, где покоятся мощи наиболее почитаемых русских святых. Это также рассказ о святых источниках, дарящих исцеление, и о чудотворных иконах. Рассказ о том мире, который существовал и существует на земле русской.

Бесплатно читать онлайн Святая Русь


© Орехов Д., 2017

© Гончаров С. А., иллюстрации, 2017

© Надпорожский А. Н., иллюстрации, 2017

© Оформление. ООО «Издательство „Пальмира“, АО „Т8 Издательские Технологии“, 2017»

Святые места России

Введение

В последние годы у нас наблюдается устойчивый спрос на чудеса. Множество людей осаждает экстрасенсов, астрологов, знахарей и колдунов. В России сейчас мало кто может похвастаться здоровьем и благополучием, а тысячи рекламных листков настойчиво призывают «получить исцеление», «узнать будущее», «снять порчу», «наложить заклятие на успех в бизнесе и личной жизни». Впрочем, обманщики и шарлатаны на Руси были всегда – наш век не исключение. Но были и настоящие чудотворцы и настоящие чудеса. Есть они и теперь.

В 1533 году почил сном праведника святой Александр Свирский, прославленный чудотворец, отшельник, аскет, основатель Троицкого монастыря на реке Свирь. Монах-летописец оставил нам описание того, как приходили поклониться праведнику толпы людей и какие удивительные чудеса совершались при гробе святого Александра: «И как при жизни действовал, так и по кончине своей обильно источает струи исцелений от гроба своего. Если телесно он и отошел от нас во внутренность земли, но духом предстал Владыке Христу и там еще большую получил от Него благодать творить у гроба своего великие и преславные чудеса».

С тех пор прошло почти пять веков. И вот осенью 1998 года, после второго обретения нетленных мощей святого Александра, маленькая петербургская церковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек не может вместить всех желающих. Десятки и сотни людей ждут своей очереди. Один за другим следуют молебны. Далеко ввысь уносится пение. Какое воодушевление на лицах! Вот к гробнице подводят слепого; вот отец прилагает ко гробу со святыми мощами больного ребенка, девочку лет четырех. Что изменилось за те века, которые миновали со дня успения преподобного Александра? Те же люди, те же болезни, те же молитвы. И те же мощи святого заступника, прославленные нетлением и мироточением.

Передо мной кладет поклоны у гроба женщина лет шестидесяти. Поднявшись с колен, взволнованно сообщает о чем-то монахине, дежурящей подле гроба, и отходит – со слезами на глазах. Чувствую, что произошло что-то необычное. «Вы исцелились?» – «Да».

Записываю рассказ Валентины Семеновны Куликовой, 1938 года рождения.

«Я инвалид II группы. Диагнозов у меня много: гипертоническая болезнь, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания. Слабость такая, что, бывало, только выйду в магазин, сразу домой возвращаюсь: идти совсем нет сил. У преподобного я уже в восьмой раз. Каждый раз, приложившись к гробу, чувствовала сильное облегчение. И вот теперь такое чудо, такое чудо! С утра была у причастия, потом сама добралась сюда. Снова чувствую себя здоровым человеком. Надо, наверное, заказать благодарственный молебен святому, как вы думаете?»

В церкви велась запись чудесным исцелениям. На начало октября 1998 года их было уже более двухсот. Многие получали исцеление после помазания миром. Так, например, раб Божий Владимир получил исцеление от острого радикулита, которым страдал долгое время, после того как отстоял службу с помазанием мира от мощей.

Миро… Словарь подскажет нам, что это состав, который делается из оливкового масла, белого виноградного вина и ароматических веществ. Только вряд ли словарь объяснит, откуда берется миро на чудотворных иконах и мощах.

Еще недавно в музеях атеизма рассказывали о том, как монахи «фальсифицировали чудесное появление мира». В Киево-Печерской лавре, колыбели русского иночества, с незапамятных времен хранятся серебряные и стеклянные сосуды с мощами неизвестных насельников лавры. Когда-то в лавру стекались паломники со всей Руси. Там происходили чудеса: мощи святых источали маслянистую, благоухающую жидкость. Помазываясь этим миром и вознося молитвы печерским старцам, больные исцелялись: к слепым возвращалось зрение, разбитые параличом начинали ходить… Каждому воздавалось по вере. Но вот пришло время советского безбожия. Монастырь разогнали, в лавре открыли Музей атеизма – чудеса прекратились. Сосуды, в которых хранились 25 глав святых подвижников лавры, были выставлены в качестве экспонатов. Экскурсоводы рассказывали, что иноки смешивали масло с духами, а потом подливали его в сосуды, дурача простой люд. Возле мощей стояли таблички с разоблачительными текстами в адрес святынь («фабрикация культа мироточивых мощей»).

И вот в начале июня 1988 года Русской Православной Церкви была возвращена самая древняя часть монастыря – Дальние пещеры, где находились святые главы. В лавре снова зазвучали молитвы, в пещерном храме Феодосия Печерского стали служить литургию. Тем же летом произошло удивительное событие. Впоследствии архимандрит Ионафан рассказывал:

«Однажды прибегает ко мне послушник, который следил за порядком в пещерах и ухаживал за главами, и говорит, что в стеклянном сосуде потемнела одна глава (до этого все они были пепельного цвета), приобрела шоколадный оттенок, и в сосуде появилась какая-то вода. Послушник был очень расстроен, боялся, что его будут ругать за плохой уход или надзор. А мне как-то сразу интуитивно подумалось, что это миро. Пошли туда, открываю крышку сосуда, смотрю: там действительно жидкость, и меня сразу окутал сильнейший аромат. Очень специфический, его даже трудно описать. Какая-то комбинация запахов, похожая на грушевый, цвета яблони и еще что-то такое, присущее только мощам.

Я позвал насельника архимандрита Игоря, который помнил еще, как мироточили главы полстолетия назад. Он пришел, взглянул на сосуд и тут же не раздумывая сказал: „Это миро!“ Монах он неэмоциональный, всегда внешне спокойный, но тут у него потекли слезы. Эти слезы сразу развеяли у меня сомнение в том, что это подделка. Да и действительно, главы находились под замком, и доступа к ним никто не имел».

Что же было дальше? 1988 год, время еще безбожное, действуют музеи атеизма… Отец Ионафан набрал миро в пузырек и пошел к музейным работникам на их планерку. «Мы поговорили о налаживании сотрудничества в спасении совместными усилиями ценностей монастыря. Тут-то я им и рассказал о начавших мироточить главах и показал миро. Наступило полное молчание. Непонятно даже было, недоуменное это было молчание или им просто нечего было сказать. Но позже один из присутствующих мне сказал, что они были ошеломлены: „Увидеть миро, о котором сами столько раз говорили, что его нет, что это фальсификация, понюхать этот дивный запах. Мы были просто подавлены тем, что сейчас уйдем с собрания и снова будем должны говорить всем, что его нет“. Приезжали операторы со Свердловской киностудии, которые снимали об этом чуде фильм „Радость моя“. Приходила посмотреть на мироточивые главы даже Раиса Горбачева. Когда мы зашли в пещеры, я показал ей один из сосудов с главой, поднял крышку, дав почувствовать весь неземной аромат. Раиса Максимовна развела руками и, повернувшись лицом к директору музея Кибальнику, спросила: „Вениамин Демьянович, это правда?!“ Тут уж директору деваться было некуда, и он ответил: „Да. Вы знаете, действительно в хрониках Киево-Печерской лавры об этом упоминается. То, что вы видите, – это факт“».


С этой книгой читают
Книга дневников и размышлений о церковной жизни конца восьмидесятых – середины девяностых годов XX века. Основной собеседник автора и главный герой книги – известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор).
Наиболее полный сборник документальных рассказов иеродиакона Никона (Муртазова), чей жизненный путь с юности связан со Христом и монашествующими.
Андрей Григорьевич Чхеидзе является членом Президентского Совета Фонда Сергея Столярова. По поручению Фонда он написал в стихах три эпизода из жизни Преподобного Сергия Радонежского. Они были написаны по книге Епифания Премудрого “Житие Преподобного Сергия Радонежского”. Ранее Фондом совместно с Троице-Сергиевой Лаврой был издан альбом миниатюр лицевого жития конца XVI века собрания ризницы Троице-Сергиевой Лавры “Житие Преподобного Сергия Радоне
В этих, далеко не совершенных очерках, отразилась попытка передать чувство верующей души от соприкосновения со Святостью. Тема неисчерпаема, потому останавливаюсь только на тех местах, которые связаны с историческими районами Москвы, местами, где приходилось бывать не один раз – в том числе и по причине близости к месту проживания…
Встреча с тремя святынями православными. Размышление о роли святых и о том, что в веке окаянном с Россией случилось.
«Сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет», – поет Церковь в одном из своих песнопений. И церковный богослужебный год, наполненный воспоминаниями о священных для христианина событиях и о множестве святых, угодивших Богу своей жизнью, – это путь на небо, предлагаемый нам Церковью.Фундаментальный труд протоиерея Г. С. Дебольского (1808–1872) «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви» – на настоящее время самое полн
«– Нет, – твердо заявила Ксения Удалова, – за маленьким я в садик больше не ходок. – Ну что за птица вас клюнула в одно место, мама? – сказала ее невестка Маргарита. – Мне за вас даже немного стыдно, если не сказать возмутительно. Ксения не стала спорить, а пошла на кухню готовить щи и тихо плакать. Если такие слезы капают в щи, то они получаются хуже солянки, каждая слеза на вес чайной ложки рассола…»
«Я никогда не ставлю подзаголовка – «фантастический рассказ». Дело читателя решать, фантастичен ли рассказ или только притворяется. Но сейчас я сделал бы это совершенно сознательно. Потому что в рассказе, в сущности, нет ничего фантастического, кроме поведения героев…»
Устав от суетной Московской жизни, и развода с женой, Андрей решил провести отпуск в совершенно другом мире – сельской глубинке, вдали от цивилизации и проблем. Встреча с Валентиной, у которой он арендовал пустовавший в этой деревне дом ее родителей, перевернула его план, и одна неделя отпуска промчалась, как миг любви, страсти и неожиданного счастья. Но отпуск, как счастье, кончился, и оказалось, что они не смогут дальше быть друг с другом. Пото
Мы все скрываем свои чувства и носим маски, но что, если эта маска превращается в целую жизнь?Этот рассказ о людях любого возраста, которые когда-то отдали своё сердечное тепло, привязанность, любовь другому человеку и внутри них пустота, которую они пытаются заменить чем-то похожим на сердце.Мы тянем за собой через отделенную нам вечность воспоминания и мысли о том, что не должны были уходить от тех людей, с которыми было хорошо.Рассказ о любви,