Святой Алексий родился в Риме во второй половине IV века в благочестивой и знатной семье сенатора Евфимиана и его супруги Аглаиды. Любящие родители, в течение долгих лет ожидавшие рождения ребёнка, дали ему лучшее образование: уже в шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу: в нём рано созрело желание оставить мир и служить Богу.
Но Евфимиан и Аглаида мечтали о мирском благополучии сына и нашли ему в невесты красивую и благоразумную девушку из достойной римской семьи. В ночь после обручения молодой человек признался невесте, что решил подвизаться во славу Божию, пока не обновится его сердце Божией благодатью. Видимо, молодая христианка не возразила жениху, поскольку не стала поднимать шума, созывать слуг и жаловаться родителям, когда Алексий вернул ей обручальное кольцо, сердечно попрощался и покинул родной дом.
Св. Алексий, человек Божий
Юноша сел на корабль и отправился в далёкое путешествие. Но не заморские страны влекли его, не желание найти неведомые богатства или совершить военные подвиги – он желал другого, аскетического подвига во славу Христа и очищения своего сердца, дабы наполнить его благодатью Божией.
На корабле Алексий доплыл до большого сирийского порта Лаодикии, а там присоединился к торговому каравану, который держал путь на восток Римской империи, в древний город Эдессу – важный центр раннего христианства. Здесь в те годы насчитывалось более трёхсот монастырей и хранился Нерукотворный Образ Господа, запечатленный на Плащанице. Здесь также подвизались многие святые отцы, например, преподобный Ефрем Сирин и его ученики. Именно в Эдессе Ефрем Сирин написал свою знаменитую молитву, которая, по словам преподобного Серафима Вырицкого, все Православие и все Евангелие:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Боже, очисти мя грешного!»
Алексий нашел себе прибежище у церкви Пресвятой Богородицы. Он посвятил себя молитве и аскетическому подвигу, мало обращая внимания на одежду и пропитание. Каждое воскресенье приобщался Святых Христовых Тайн. Богатый наряд молодого человека постепенно превратился в рубище, а от скудной милостыни он сильно исхудал.
Однако дух его был бодр, а горячая молитва по мере очищения сердца от страстей обрела огромную силу.
Отец и мать Алексия тяжело переживали уход сына из дома, но замечали в то же время, что его невеста приняла свой жребий без ропота и связала свою жизнь с Церковью. Расспросив девушку о ночном прощании с женихом, они поняли, что Алексий, которого и ранее влекла подвижническая жизнь, решил посвятить себя христианскому подвигу молитвы, но все же, движимые родительскими чувствами, очень надеялись разыскать милого сына и вернуть к прежней благополучной и роскошной жизни.
Некоторые из слуг, посланные на поиски Алексия, даже добрались до Эдессы, и проходили мимо хозяйского сына, подавая ему милостыню, но не узнавали его в исхудавшем молитвеннике-аскете.
Однажды ночью в Одесском храме икона Пресвятой Богородицы начала изливать свет, и Пресвятая заговорила с церковным сторожем-пономарём, повелев ему: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; его молитва восходит к Богу, как фимиам благовонный, и Дух Святой почивает на нём, подобно венцу на главе царской». Пономарь стал искать праведного человека, но не знал, как его найти и обратился с молитвой к Пресвятой Богородице. Тогда от иконы разлился свет и Пресвятая сказала, что сей Божий человек уже семнадцать лет подвизается в молитве и аскезе на паперти возле храма. Позднее чудесная икона получила название «Мадонна ди Сант-Алессио», или Божия Матерь «Эдесская».
Пономарь рассказал все священнослужителям храма, и человека Божия с почестями ввели в церковь, а жители Эдессы, которые давно заметили праведную жизнь Алексия, стали почитать его как святого. Однако бегавший славы подвижник тайно сел на корабль и отправился в Таре, на родину святого апостола Павла, чтобы и дальше подвизаться в безвестности, но корабль бурей был прибит к итальянским берегам, и Алексий оказался недалеко от родного дома.