• Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Молитва – дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым… Молитва есть дыхание души, как воздух – дыхание естественное тела».
• Говорил также: «Величайшее дарование Божие, в коем мы больше всего нуждаемся и которое получаем весьма часто от Бога вследствие нашей молитвы, есть сердечный мир».
• Еще говорил: «Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом».
• Отец Иоанн ревностно боролся со своими страстями, заботясь о чистоте сердца, и свидетельствовал: «Жизнь моя – это долгая, упорная и непрестанная борьба с самим собою, борьба, которую я веду в настоящее время при постоянном подкреплении благодати Божией».
• Отец Иоанн наставлял: «Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: чрез малые грехи диавол ведет к великим».
• Он же говорил: «Как мать учит ходить младенца, так Господь учит нас живой вере в Него».
• Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев) Родился 19 октября 1829 года и наречен Иоанном в честь святого Иоанна Рыльского. Он провел детство в крайней бедности и лишениях. Рос тихим, сосредоточенным ребенком, любил природу и богослужения.
• В своей единственной автобиографии отец Иоанн писал: «Я сын причетника села Сурского Пинежского уезда Архангельской губернии.
Домовый храм в память праведного Иоанна Кронштадтского на родине святого
• С самого раннего детства, как только я помню себя, лет четырех или пяти, а может быть и менее, родители приучили меня к молитве и своим религиозным настроением сделали из меня религиозно-настроенного мальчика».
• Отец святого праведного Иоанна был дьяконом, дедушка – священником. Другие предки в роду отца были священниками на протяжении по меньшей мере трехсот пятидесяти лет.
• Когда мальчику исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в Архангельское приходское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел. В один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все спали, он встал и начал молиться особенно горячо. Господь услышал молитву: Божественная благодать осенила мальчика, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». В 1851 году Иоанн Сергиев окончил семинарию с отличием и поступил в Петербургскую духовную академию.
Петербургская духовная академия
Андреевский собор в Кронштадте (взорван в 1931 г.)
• Во время учебы в духовной академии Иоанн увидел себя во сне в священнических одеждах, служащим в Андреевском соборе города Кронштадта. Через несколько дней он получил предложение взять в жены дочь настоятеля того самого собора и согласился.
• Пятьдесят три года отец Иоанн служил в Андреевском соборе. Кронштадт в те времена был местом административной высылки многочисленных нищих и чернорабочих. Молодой священник стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом. Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене.
• Отец Иоанн много учил о важности молитвы: «Молитва дает крепость душе и телу, просвещает лицо. Молитва – золотая нить, соединяющая тварь с Творцом. Она дает бодрость и мужество при различных искушениях, содействует успеху в делах, укрепляет веру и другие добродетели, содействует исправлению жизни, порождает слезы покаяния, склоняет к делам милосердия».
• Он говорил: «Без молитвы христианин, как рыба без воды, жить не может».
• «Если ты хорошо помолишься, – советовал отец Иоанн в своем дневнике, – то выгадаешь два-три часа хорошего сна».
• Он еще говорил: «Ничто так скоро не погашает в нас духа, как невоздержание, пресыщение и рассеянный образ жизни».
• Говорил также: «Для того чтобы провести весь день совершенно свято, мирно и безгрешно, единственное средство – это самая искренняя и горячая молитва утром сразу после сна. Она введет в сердце Христа со Отцом и Духом Святым и таким образом даст душе силу противостоять злу».
• Отец Иоанн наставлял: «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости».
• Говорил еще: «Святые Божии близки к верующим сердцам и как самые искренние и добрые друзья в минуту готовы на помощь верным и благочестивым, призывающим их верою и любовью… За этими духовными помощниками не нужно посылать и долго выжидать: вера молящегося в мгновение может поставить их у самого сердца твоего, равно как и принять по вере полную помощь, разумею, духовную. То, что говорю, говорю с опыта».
• Отец Иоанн наставлял: «Если кто вас спросит, зачем вы молитесь иконам бездушным, какая вам от них польза? – скажите, что от икон наших мы несравненно больше получаем пользы, чем от самого доброго и благотворительного человека; скажите, что от икон приходит всегда благодатная сила и помощь душам вашим, избавляющая вас от грехов, скорбей и болезней, особенно же от икон Спаса и Богоматери; что одно сердечное с верою воззрение на них, как на живых и близ нас находящихся, спасает от лютых скорбей, страстей и мраков душевных, что если прикосновение к ризам Спасителя и платкам апостолов делало больных здоровыми, то тем более лики Спасителя и Богоматери сильны исцелить верующих от всякой скорби, по вере в Господа и Богоматерь».
• Еще говорил: «Иногда в продолжительной молитве только несколько минут бывают угодными Богу и составляют истинное служение Богу».
• Он же говорил: «Иногда человек молится, по-видимому, усердно, но молитва его не приносит ему плодов покоя и радости сердца о Дусе Святе. Отчего? Оттого, что, молясь по готовым молитвам, он не каялся искренно в тех грехах, которые он учинил в тот день, которыми осквернил свое сердце, этот храм Христов, коими прогневал Господа».