Константино д'Орацио - Таинственный Караваджо. Тайны, спрятанные в картинах мастера

Таинственный Караваджо. Тайны, спрятанные в картинах мастера
Название: Таинственный Караваджо. Тайны, спрятанные в картинах мастера
Автор:
Жанры: Изобразительное искусство | Искусствоведение | История искусства | Зарубежная публицистика
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Таинственный Караваджо. Тайны, спрятанные в картинах мастера"

Современники называли его безумцем, убийцей и антихристом. Потомки видели в художнике пророка и настоящего революционера. Кем же был таинственный Караваджо на самом деле?

Историк искусства Костантино д’Орацио проливает свет на тени и темные уголки творчества художника.

Его полотна – будь то иллюстрации священных текстов или языческие сюжеты – представляют собой эпизоды из реальной жизни. Взгляните на шедевры Караваджо по-новому: откройте для себя шифры, спрятанные в его картинах.

Почему Караваджо не обзавелся армией последователей? За что на него ополчились критики-современники? Как создавались полотна художника, мания на которого не утихает уже много веков?

Основываясь на письмах, документах, свидетельствах современников и, конечно, на анализе полотен великого художника, автор раскроет тайны его жизни и творчества и даст ключи к пониманию его живописи.

Бесплатно читать онлайн Таинственный Караваджо. Тайны, спрятанные в картинах мастера


Серия «Таинственное искусство»


Costantino D’Orazio

CARAVAGGIO SEGRETO

© 2019 Costantino D’Orazio. Published by Arrangement with S&P Literary – Agenzia letteraria Sosia & Pistoia


© Перевод на русский язык. О. Муштанова, 2019

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020

* * *

Посвящается Ирене и Аллегре, с любовью

Теперь видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу…

Первое послание к коринфянам св. Апостола Павла (13, 12)

Введение

Очередная книга о Караваджо, скажете вы, – ничего удивительного.

На протяжении веков творчество этого художника внимательно изучали, комментировали, анализировали, критиковали, любили, превозносили, презирали и подвергали гонениям. Казалось бы, все уже давно сказано о его произведениях – эффектных, провокационных, двусмысленных, иллюзорных, скандальных, набожных и кощунственных, дерзких и революционных.

Публикуя эту книгу, мы отнюдь не стремимся пополнить ряды ученых, которые вот уже много десятилетий соревнуются друг с другом в погоне за очередным сенсационным открытием, приписывают Меризи новые и новые произведения, подчас без особых на то оснований.

У нашей книги совсем другая цель. Она должна стать путеводителем для тех, кто любит Караваджо, хочет вглядеться в его картины, попытаться проникнуть в тайны его души. При этом мы старались избегать сложных научных терминов и перекрестных ссылок, которыми обычно богаты учебники по истории искусства.

Научиться «прочитывать» произведения живописи прошлых эпох, не располагая при этом весомым багажом знаний в области истории, иконографии, богослужения и символики, – весьма непростая задача. Сами художники зачастую ориентируются на публику, обладающую высоким уровнем культуры, который позволяет легко угадывать персонажей, богов, аллегории, место действия. Порой незначительная деталь хранит в себе скрытый смысл, например предмет, цвет, выразительные средства. Настоящими мастерами в этом были фламандцы, а Леонардо да Винчи показал себя абсолютным гением в умении превращать свои шедевры в головоломку. Получается, что ключ к таким картинам доступен только экспертам, профану здесь делать нечего.

Иное дело – Караваджо. Его картины – будь то иллюстрации священных текстов или языческие сюжеты – представляют собой эпизоды из реальной жизни. Жесты и выражение лиц его персонажей обычны, лишены того пафоса, которым часто проникнуты картины его современников. Полотна Караваджо выглядят естественно, события и ситуации – вполне правдоподобно. Даже божественное вмешательство – это конкретный, вполне человеческий акт, настолько человеческий, что может показаться скандальным. Изображения, созданные для украшения алтарей, обращены ко всем, даже к наименее подготовленным зрителям. Поэтому многие меценаты-современники ценили Караваджо и продолжали покупать его картины даже после убийства Рануччо Томассони, бросая тем самым вызов папе.

Возможно, это прозвучит странно, но Караваджо – один из наиболее ярких выразителей идей Контрреформы. Тридентский собор призывает к созданию простых, понятных, недвусмысленных образов, которые должны проникнуть в самое сердце верующих и наставить их на путь истинный за счет выразительных средств. Магдалины и святые Караваджо неизбежно затягивают нас в водоворот эмоций. Однако, если всмотреться повнимательнее, его шедевры гораздо богаче, насыщеннее смыслами, чем это может показаться на первый взгляд. Художник прибегает к различным уловкам, чтобы ввести в заблуждение наивного, невнимательного зрителя.

Нужно запастись терпением и определенной долей хладнокровия, чтобы не упустить мелкие детали, скрытые в полотнах Караваджо, и добраться до их глубинного смысла. Главное – не ограничиваться поверхностным впечатлением. Каждая картина Меризи – это клубок противоречий. Достаточно всмотреться в выражение лиц его моделей, в жесты и складки одежды, чтобы расшифровать сообщения, спрятанные среди мазков, высеченные кистью, будто резцом, по холсту.

Наша книга – это попытка вернуть конкретность образам Караваджо, соблазнительным и иллюзорным, как трюки фокусника. Она подобна сценарию театральной пьесы. Как знание театральной «кухни» помогает проникнуть в намерения режиссера и при этом не лишает удовольствия от открытий, точно так же знание творческих приемов художника позволяет прикоснуться к его гению.

После прочтения этой книги вы обретете ключ к разгадке шедевров таинственного гения. Полотна Караваджо покажутся вам более близкими и доступными для понимания, а его жизнь – вовсе не такой роковой и мифической, как это принято считать.

К читателю

По мере повествования мы указываем в скобках ссылки на цветные иллюстрации.

Последние архивные исследования внесли некоторые изменения в хронологию произведений Караваджо. В ожидании очередных доказательств, подтверждающих новую датировку произведений римского периода, мы предпочли не добавлять даты в комментарии к иллюстрациям. Порядок расположения иллюстраций соответствует хронологии, в отношении которой мнения большинства экспертов совпадают.

Список персонажей

Микеланджело Меризи да Караваджо, художник (1571–1610)

Родился в Милане, детство и юность провел в Ломбардии, в Милане и поселке Караваджо. В 1592-м покинул Милан, какое-то время жил в Венеции и затем переехал в Рим, откуда вынужден был бежать в 1606 году. Далее следуют скитания – в Неаполе, на Мальте, в Сиракузах, Мессине, возможно, Палермо, после чего художник возвращается в Неаполь. Умер Караваджо по дороге в Рим в 1610 году.


Симоне Петерцано, художник (1540–1596)

«Ученик Тициана», так Петерцано определял сам себя, и именно так, и не иначе, подписывал свои картины. В действительности нет документов, указывающих на то, что этот художник, уроженец Бергамо, учился у знаменитого венецианца, так что есть основания утверждать, что это ложная информация. Достоверно известно, что Караваджо и Петерцано жили и работали вместе в Милане в течение четырех лет, с 1584 года молодой Караваджо принимал участие в создании алтарных картин, которые ныне украшают ломбардские церкви и музеи, в частности монастырь Гареньяно и Пинакотеку Амброзиана.


Костанца Сфорца Колонна, маркиза ди Караваджо

Дочь знаменитого Маркантонио Колонна, победителя в битве при Лепанто. Многие считают, что она сыграла важную роль в карьере Караваджо. Она находилась в Риме, когда туда переехал художник, была в Неаполе, когда тот скрывался там от папских агентов. Ее сын Фабрицио сопровождает Караваджо на Мальту и организует побег с острова. Именно маркизе ди Караваджо передают последние полотна Меризи после его смерти.


Просперо Орси, художник и торговец живописью (1560–1633)


С этой книгой читают
Желание, страдание, изумление, сомнение, веселье, безумие… Мы миллион раз слышали эти простые слова, однако, знаем ли мы их значение для мирового искусства?История искусства может быть рассказана с разных точек зрения: с помощью техник, движений, языков или стилей. Историк искусства Костантино д’Орацио выбирает иной, неизведанный путь. Автор приглашает нас совершить путешествие во времени от древности до наших дней, чтобы узнать, как художники пр
Творчество и судьба Ван Гога сложны и неоднозначны: используя яркие цвета, выразительную манеру письма и очерченные формы, Ван Гог боролся не только с незаинтересованностью современников, но и с разрушительным психическим заболеванием.Эта книга расскажет о жизни и творчестве художника, но в абсолютно новой для читателя форме. Дневники племянника Ван Гога, Винсента-младшего, станут основой сюжета, и, идя сквозь них, Костантино д’Орацио предоставит
Рафаэль Санти прожил всего тридцать семь лет, но за свою недолгую жизнь успел добиться невероятных высот и сделать головокружительную карьеру художника. Талантливый мастер, делец, обаятельный руководитель – он по праву считается одним из символов итальянского искусства. Его жизнь была очень насыщенной: он успевал совмещать несколько крупных проектов, работу в мастерской и светскую жизнь. Произведения Рафаэля полны удивительных и неожиданных детал
Художник и ученый, изобретатель и музыкант, архитектор и скульптор – таланты Леонардо многогранны и непредсказуемы, как и повороты его судьбы, а история жизни великого мастера до сих пор полна загадок. С кого он писал свои знаменитые портреты? Что хотел найти, изучая строение человеческого тела? Почему ему так и не удалось довести до конца одну из своих самых знаменитых работ? Все, что нам осталось, это его дневники и картины, воспоминания его со
«Одних зашивали в звериные шкуры, и они погибали, пожираемые собаками; другие умирали на кресте, или их покрывали горючими веществами и, по заходе солнца, жгли вместо факелов. Нерон уступал свои сады для этого зрелища… Хотя эти люди и были виновны и заслуживали строгое наказание, но сердца все-таки открыты для жалости к ним…»
«Некоторые уважительные причины помешали своевременному появлению на столбцах «Новостей» отчета о выставке работ учеников Академии художеств. Выставка разбирается и скоро будет закрыта; казалось бы, уже поздно говорить о ней с читателями, но она наводит на такие печальные и серьезные размышления о судьбах русского искусства, что было бы непростительно обойти ее молчанием…»
«Предстоящий сезон художественных выставок обещает быть богатым и разнообразным. Почти все наши известные художники пишут новые картины, большая часть которых появится или на передвижной выставке, или на выставке «Общества выставок», смотря по тому, к какой из враждующих партий принадлежит художник…»
«В помещении «Общества поощрения художников» в настоящее время происходит нечто странное. В тесном и без того помещении музея и постоянной выставки художественных произведений теперь находятся еще две выставки: одна – русских акварелистов и другая – двух картин г. Сверчкова…»
Так хочется забыть тебя и разлюбить… Быть может, без тебя стану я счастливей? Но память упорно цепляется за прошлое – за иллюзию, за мираж, за вину и ошибки, не даёт прощения, не даёт сил идти вперёд. Нет ничего страшнее для женщины, когда она никому не нужна. Когда никто её не ждёт и никто к ней не спешит. И время бежит в два раза быстрее для неё, хотя дни тянутся как липкая паутина…
Цель этих книг – показать изнутри протестантов, в частности пятидесятников, для многих людей, чтобы стать им более понятными и доступными. В первой книге в детективно-приключенческом жанре показан путь главного героя к Богу. Вторая книга рассказывает о любви Бога к человеку. Господь любит нас, несмотря на наши ошибки и грехи. Он понимает и принимает нас такими, какие мы есть в действительности.
Не представляйтесь своим именем. Ищите. Рассуждайте. Разрушайте. Все равно глаза уже закрыты.
В этом рассказе написал историю одного мальчика, который проходит через разные препятствия. Сможет ли он? Огромный мир против юнца. Как он противостоит…