Разве я противоречу сам себе? Но это же невозможно, ведь меня миллионы…
Уолт Уитмен, «Песня о себе», сборник «Листья травы»
Быть может, мы могли бы каждый миг своей жизни быть щедрыми, искренними, радостными и великодушными? Быть может, мы могли бы жить легко и хорошо ладить друг с другом, несмотря на все наши жизненные обстоятельства, здоровье, материальное благополучие, отношения и уклад семьи? Быть может, мы могли бы жить с надеждой на будущее нашей планеты, несмотря на такие проблемы XXI века, как изменение климата, политическая демагогия и глобальные конфликты? Что, если бы сердце у нас смягчалось при виде чужих страданий, и мы с воодушевлением искали возможности изменить мир к лучшему?
Эти вопросы в стиле «быть может» далеко не праздны. Это мои воззвания к вам, дорогие читатели.
Я знаю одно замечательное, пусть и несколько устаревшее словосочетание для такого великодушного, спокойного состояния ума – «широкая душа». Эти слова означают открытость и искренность. В буквальном же смысле это значит смотреть на жизнь шире, объективнее. Английский термин для этого понятия звучит как «largesse», что в свою очередь происходит от слова «large» (большой), поэтому в некотором смысле «широкая душа» обозначает умение жить великодушно, но в самом благородном смысле этого выражения. Это значит жить с позиции «Я», то есть нашего «я» с заглавной буквы, так как оно осознало свою связь со всем сущим. Американский поэт XIX века Уолт Уитмен описывает в стихотворении «Песня о себе» именно это большое «Я»:
Я праздную – себя, пою – себя.
А что по мне, то примете и вы.
Ибо каждый атом, мне принадлежащий, принадлежит и вам.
Для Уитмена индивидуальное «я» велико потому, что участвует во всем творении. Оно состоит из каждого атома благодатной земли и, разлагаясь, возвращается в нее. «Я начал бредить собой, вокруг так много меня, и все это так упоительно!» – восклицает Уитмен, радуясь жизни в тесной близости со всей планетой и всей ее историей – со всем множеством живых существ, человеческими культурами, камнями и минералами, солнцем, звездами и луной. «Каждая минута, какова бы она ни была, пронизывает меня восторгом и счастьем», – заявляет он, клянясь в верности окружающему миру.
Быть может, осознанная практика Таро научит нас жить радостно и с широтой души? Быть может, она поможет нам открыться миру и посреди смятения и невзгод принять то, что есть, с ясностью, любовью и предвкушением новых возможностей?
Эта книга приглашает вас безоговорочно принять свою жизнь и себя в ней!
Она приглашает вас принять мир.
Я приглашаю вас в путешествие по Таро осознанности!
Полная практика
Таро осознанности – комплексная практика, которая заключается не только в том, чтобы сделать свою жизнь более насыщенной и осознанной, но и укрепить нашу связь с этой удивительной галереей из 78 архетипов – Таро.
Комплексная практика. Что я имею в виду? Прежде всего, я отмечаю целостность этой работы, такую целостность, которая устремлена к интеграции. (Оба английских слова, «integrity» (целостность) и «integration» (интеграция), происходят от одного латинского корня, обозначающего полноту.) Я приглашаю вас вступить на путь практики, способной преображать вашу жизнь каждым следующим вздохом и каждой следующей картой. При этом, как это ни парадоксально, предполагаю, что в некоем важном смысле эта трансформация ничего не изменит. Таро осознанности является комплексной практикой, поскольку признает: момент, в котором мы находимся прямо сейчас, уже полноценный. Прямо сейчас уже ни в чем нет недостатка. Нам не нужно что-то делать или исправлять. Таро осознанности – это практика, помогающая нам жить среди изобилия.
Я прошу понять меня правильно. Таро – очень хороший инструмент для простой работы. Колоду изобрели в XV веке, в Италии, как карточную игру, но даже на заре своей истории Таро находилось другое применение в азартных играх, сочинении стихов и вытягивании жребия (это форма гадания). В наши дни в Таро обнаружили еще больше универсальности. Это очень удобное и красивое средство для достижения различных светских и эзотерических целей. Таро можно применять в магии, ритуалах, искусстве и психотерапии. С его помощью можно общаться с духами-наставниками, а также, разумеется, предсказывать судьбу. К нему можно прибегать как к оракулу и использовать для ритуального почитания. Кроме того, за Таро сохраняется и его первоначальное назначение (как это до сих пор принято во Франции и других частях Европы), то есть это колода для карточной игры. В этом смысле изучение карт Таро иногда напоминает изучение поз йоги. Современный йог может выполнять свои асаны (позы) просто как фитнес, для развития в теле гибкости и силы. Разумеется, в подкаченной упругой «йога-попе» нет ничего плохого! Но йогой можно заниматься и так, как это предписывалось изначально, то есть проходя полный и самодостаточный путь преображения и самоосвобождения.
В отличие от инструментов прикладного Таро, Таро осознанности выступает образцом фундаментальной науки. В этой книге Таро рассматривается как полноправный путь самопознания. Таро осознанности – это и практика осознанности, закрепленная в языке Таро, и практика чтения карт, укорененная в осознанном восприятии.