Вступительное слово О.А. Матвеичева к серии книг
Автор более 90 научных публикаций и 20 монографий. В 1993 году с отличием окончил факультет философии Уральского государственного университета имени А.М. Горького и поступил в аспирантуру Института философии и права УрО РАН. Одновременно преподавал в школах и вузах Екатеринбурга.
В 1995 году защитил диссертацию на тему «Философия политики Гегеля и современность» (специальность 09.00.11 – социальная философия).
В 2021 году окончил Владимирский филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва.
Я впервые познакомился с исследованиями Игоря Владимировича Яковлева, посмотрев его беседу с профессором МИГУ А.В. Пыжиковым, записанную на канале «День ТВ» 9 сентября 2019 года. Доктор исторических наук Александр Пыжиков и историк-любитель, подполковник в отставке Игорь Яковлев, предоставили результат большой работы на основе изученных архивных документов и исторических источников, чтобы рассказать зрителю об имевшей место закулисной борьбе родовых кланов старомосковского боярства. Так была приоткрыта завеса тайны происхождения ключевой фигуры, напрямую повлиявшей на избрание на Русское царство Михаила Фёдоровича Романова. Этой фигурой является царица Анастасия, первая жена Ивана IV Грозного.
В этой передаче меня приятно удивило многое. Как человек без исторического образования смог разыскать, систематизировать целые пласты архивных документов. Как он затем выстроил цепь серьёзных умозаключений и смог сподвигнуть очень занятого человека, доктора исторических наук, профессора А.В. Пыжикова, погрузиться во всё это, принять и не побояться вынести на широкого зрителя. Оказалось, что их совместная подготовительная (перед эфиром) работа продолжалась несколько месяцев.
Познакомившись с Игорем Владимировичем, и, конечно же, с большим числом его работ напрямую, я для себя отметил, что продолжаю удивляться тому, что он сделал и делает на благо нашей исторической науки. Пусть его вклад в «очищение» истории страны распространяется на небольшой период становления нашего государства, но вклад этот по-настоящему велик. Велик он уже тем, что является отчаянной попыткой непрофессионала, пусть немного, но выправить «кривое зеркало» отечественной истории. Результаты работы поражают. Игорь Владимирович своим трудом на исторической ниве, в том числе, способствует восстановлению рукотворно попранной справедливости по отношению ко многим историческим фигурам прошлого. Эта работа на благо нашей истории, на благо России.
О.А. Матвейчев
Предлагаемый историко-архивный экскурс длиною в два столетия не обещает лёгкой прогулки. Ответы на поднимаемые на пути следования вопросы никогда не лежали на поверхности, а напротив были тщательно скрыты непроницаемой для света истины завесой тайн писавших историю победителей. Эта работа, открывает цикл публикаций, состоящий из нескольких книг. В них будет рассказано о важных событиях, происходивших в XV–XVII вв. в жизни представителей двух родственных ветвей единого старомосковского боярского рода Захарьиных-Кошкиных-Кобылиных, Яковлевых и Юрьевых (Романовых). В первую очередь повествование коснётся ихвнутриродовых взаимоотношений в увязке с персональными достижениями на царской службе. Очень возможно, что род ведёт своё начало от легендарного Андрея Кобылы (легенда о выезде), но абсолютно точно, что одним из первопращуров большого потомства Кобылиных-Кошкиных является боярин Дмитрия Донского, Фёдор Андреевич Кошка.
Недалеко от стен Кремля, между дорогами, ведущими на Тверь и Дмитров, был заложен Георгиевский храм. Рядом находились владения боярина Фёдора Андреевича Кошки (умер в 1407 году), выдающегося политического деятеля Московского княжества при Дмитрии Донском и Василии I. Духовную грамоту Дмитрия Донского подписывали 10 бояр. Они-то, видимо, и составляли Боярскую думу при Великом князе.
«…А ту то были бояре наши: Дмитрий Михайлович [Боброк, выходец с Волыни], Тимофей Васильевич [Вельяминов], Иван Родивонович [Квашня\, Семён Васильевич [Волуй Окатъевич?], Иван Фёдорович [Воронцов, племянник Вельяминова], Олександр Андреевич [Ёлка – Кобылин], Фёдор Андреевич [Кошка – Кобылин], Фёдор Андреевич [Свибло], Иван Фёдорович [Кошка – Кобылин], Иван Андреевич [Хромой, брат Фёдора Свибло]…»
(Духовная грамота Дмитрия Донского)
Из десяти человек трое – Андрей Ёлка, Фёдор Кошка и Иван Кошка – близкие родичи, самый многочисленный думский род, самая большая «думская фракция» при Дмитрии Донском. Фактически потомки Кобылы стояли у истоков зарождения централизованного Московского государства, занимая большинство мест в Боярской думе. Учитывая, что до конца XV – начала XVI века состав Боярской думы не превышал 20 человек, за Кобылиными и их потомками всегда оставалась изрядная доля влияния на государственные решения.
Заимев с годами в родовом «активе» три брака своих представительниц с мужчинами из династии Рюриковичей, род боярина Фёдора Андреевича Кошки по праву занял главенствующее положение среди старомосковского нетитулованного (не княжеского) боярства времён Ивана III. В Думе этого великого князя правнук Фёдора Кошки, Яков Захарьевич Кошкин занимал уже третье место после двух князей.
Это потом первенство в среде нетитулованного московского боярства вообще, и конкретно в пользу сыновей и внуков Якова Захарьевича (правнука Фёдора Кошки), никто и никогда не решался определять. А ведь кроме междинастических браков, место рода в тогдашней иерархии уже утверждалось не менее вескими основаниями – законами института местничества. Содержащаяся в Разрядных книгах и всевозможных Приказах информация о занимаемых представителями боярских родов чинах и должностях, давно систематизирована в научных трудах авторитетных историков прошлых веков (например труды В.О. Ключевского>1) и ряда историков современности. Но почему всё-таки не было подтверждено тогда, после 1613 г. и не подтверждается до сих пор это признанное первенство? Забегая вперёд, по этому поводу можно сказать следующее. Дело в том, что неоспоримое первенство среди старомосковских боярских родов было и оно принадлежало лишь части общего рода Захарьиных-Кошкиных. Этой частью были Захарьины-Яковля (Яковлевы), представители старшей ветви, идущей от боярина Якова Захарьевича. Воцарившимся в 1613 г. Романовым нельзя было ставить Яковлевых на по праву принадлежащую им высшую иерархическую ступень. Тем самым уважительные взоры подданных смотрели бы не в нужную монархам сторону.