© Владимир Владимирович Яковлев, 2018
ISBN 978-5-4490-6851-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Если вы бесконечно любопытны, критичны и не чужды логики, то это пишется для вас. Так же как вы, я всю жизнь интересовался устройством мира, перечитал массу научно-популярной литературы по всем возможным наукам. Околонаучной, впрочем, не чурался тоже. В результате превратился в носителя массы всевозможных знаний, что не мешало жить, потому как, в общении, мог поддержать любую беседу, за исключением каких то узкоспециальных тем, так как углубиться в какую-то конкретную область знаний мне не удалось. В общем, как вы правильно поняли, я был типичным потребителем всего того научного (и не очень) потока информации, который денно и нощно льётся в наши не слишком требовательные уши и не слишком крепкие мозги. Кстати, поэтому в дальнейшем вы не увидите формул и прочих убедительных заумностей, которые, впрочем, и ранее не особо-то замечали в подобной литературе.
Так могло бы продолжаться достаточно долго. Внимал бы я и далее про коллайдеры, бозоны, черные материи, черные дыры и прочие Большие взрывы, кабы не сложилась у меня своя картина мира, позволяющая, не получая «вывих» мозга, понимать и критически осмысливать всё то, что говорят учёные мужи. Собственно, этой то картиной мира и хотелось поделиться с вами.
Здесь, наверное, нужно пояснить, где, в прошлом, я «вывихнул» мозг? Как раз всё просто. Там же где и большинство из вас. Думаю, достаточно перечислить такие понятия как: искривление пространства, четвертое и более пространственное измерение, скорость света (точнее невозможность её преодоления), замедление и ускорение времени. Здесь мог бы добавить «бесконечность», но с существованием такого понятия мой разум как то смирился.
Думаю, у каждого есть свой список таких понятий, которые объединяет одно – невозможность понять их с точки зрения логики и, соответственно, мы вынуждены верить авторитетным ученым, что все они – действительность. Для меня это в прошлом. Не потому, что я всё понял. Скорее наоборот – мир стал интереснее, он открылся для меня вновь. Просто глядя на достижения современной науки сквозь призму своего мировоззрения, я вижу то же, что все вокруг, но трактую несколько иначе, и что особенно важно – не создавая себе кумиров в лице авторитетных ученых.
Вы уже задались вопросом – что это за «картина мира»? Некоторые, самые догадливые, поняли – это очередная «теория всего», или, на худой конец, новая «религия». Не буду разочаровывать ни тех, ни других, в моём мировоззрении присутствует и то, и другое. Но не в виде фундаментальной истины, а как возможный взгляд на существующую действительность. Главное, чему я хочу посвятить сей труд – это простая, понятная всем логика, которую современная наука незаслуженно задвинула на задний двор.
Не ставлю задачей претендовать на абсолютную истину, как и оплевать все научные достижения, но помочь вам увидеть этот мир под другим углом – вполне посильно. И если в процессе чтения у вас появится больше вопросов, чем ответов, моя задача будет выполнена. Поэтому отбросим авторитеты, забудем кумиров и попробуем заглянуть туда – где царят ученые жрецы, и нам, ввиду врожденного скудоумия, не могущим согнуть пространство, вход заказан.
Наука, религия и технический прогресс
Наука и технический прогресс идут рука об руку. Слышали такое? Вроде все логично, но давайте разбираться. Возможен ли технический прогресс без науки и наоборот? Не все очевидно. Когда первобытный человек взял палку – это технический прогресс? Где же тогда наука? Всё нормально. Когда он взял палку, он приобрел знания, т. е. науку. Но взял то он палку, потому что подумал её взять. Снова – наука. Вот и столкнулись мы с вопросом – что же всё – таки первично? В общем, то и не важно. Важно, что получилось – осознанно или случайно, но пока он использовал это умение и знание для усовершенствования палки – наука и технический прогресс шли рядом.
В какой-то момент некто придумал привязать камень концу палки и получил неплохой такой инструмент для битья по черепу врагов, дичи и чего угодно, вплоть до орехов. А так как кроме этого «некого» таких умных вокруг не наблюдалось, обрел он неслыханный авторитет среди своих соплеменников. Лучшая еда и лучшие женщины были у его ног. Ему запатентовать бы такое великое изобретение, но, увы.… Не было тогда патентного бюро. А так как все блага, приобретённые вместе с авторитетом, терять он не хотел, то и делится секретом изготовления своего девайса с соплеменниками, тоже не спешил, за что чуть не убит был ночью своим же инструментом предыдущим авторитетом. Крепко поразмыслив, решил наш первобытный Эдисон авторство своего изобретения приписать самому известному ему Авторитету – духу самому могучему. А сам он лишь скромный ученик этого духа получился, ну и, соответственно, проводник духовой воли для племени. Шаман хотел, конечно, возразить, но дух не смог защитить его от изобретения.
К чему эта история? А к тому, что в какой-то момент истории наука и религия слились и не очень бы способствовали техническому прогрессу, если б в соседнем племени некто не догадался камень на палке заточить.
Можно дальше продолжать эту увлекательную историю вплоть до создания адронного коллайдера, но ограничимся кратким экскурсом в историю.
На долгие годы наука и религия слились, не забывая по дороге про технический прогресс, который не стоял на месте, а двигал общество вперед. Но шаманы, жрецы и прочие служители, вооруженные опытом предыдущих поколений, старательно собирали и сохраняли результаты технического прогресса, используя его результаты для укрепления собственной власти. Т. е. фактически монополизировали науку в своих руках и, дабы избежать судьбы первого шамана, не слишком жаловали изобретателей – современников. Однако, тем не менее, не брезговали пользоваться плодами их трудов, а где-то развивая и совершенствуя их.
В какой-то момент времени появилась еще одна сила, оказавшая огромное влияние на развитие науки – государство. Родившись и опираясь на религию на первых этапах существования, государство не оказывало серьезного влияния на науку, но набирая силу и так же осознав пользу технического прогресса, стало накапливать знания для укрепления собственной власти.
В такие моменты истории, когда государство и религия конкурировали друг с другом за науку, происходил взлет технического прогресса и, соответственно, знаний, т.к. изобретатели и прочие независимые мыслители могли выбирать – где выгодней продать свои знания. Как примеры здесь могут выступать практически любые древние государства Египет, Месопотамия и другие, за исключением, наверное, Древней Греции. У греков наука вышла на новый, качественно другой уровень. Впервые в известной нам истории она перестала быть уделом религии и государства и превратилась в самостоятельное явление, что немедленно подняло её уровень на невиданные до той поры высоты. А самое главное – это невероятная свобода изобретательства и отсутствие каких-либо рамок в научных и философских изысканиях. Неудивительно, что плодами трудов греческих ученых и изобретателей мы пользуемся до сих пор. Мы в дальнейшем тоже будем во многом опираться на труды великих греков, не забывая роль науки именно в этом государстве. Жалко, что этот золотой век древней науки довольно быстро закончился, и всё вернулось в привычное русло – наука, религия и государство в разной степени успешности унылого сосуществования.