Некоторые аспекты поведения и размножения
Самец сансет (красный лялиус).
Купил пару молодых рыбок в зоомагазине, московского развода. Посадил в 30-литровый аквариум. Соседями с ними были кардиналы, данио рерио, один черный фантом и карликовая лягушка гименохирус. Еще некоторое время жили несколько подростков бадисов (предположительно сиаменсис).
Рыбки обжились, самка поначалу была крупнее и активно гоняла самца, но потом самец подрос и принялся зачищать пространство. Я пропустил этот момент, заметил только, когда все остальные жители аквариума сгрудились возле фильтра, некоторые в весьма потрепанном состоянии. Также обнаружил забитую самку кардинала, если бы заметил позже, то жертв было бы больше. Фантом уже почти не сопротивлялся.
Фантом оклемался в другом аквариуме, и через некоторое время вернулся, когда страсти поулеглись.
За то время, пока лялиусы у меня жили, самец освоил строительство гнезд разных конструкций.
Заготовка гнезда из пузырей.
Я накидал сухих листьев, еще и для того, чтобы разграничить небольшое пространство аквариума. Самец быстро приспособил лист под постройку гнезда – затащил его наверх и стал под него пузырить. Очень скоро лист поднялся холмиком над водой, смотрелось довольно интересно. Помимо целых листьев лялиус использовал и их части – кусочки и жилки, в дополнение к другому строительному материалу.
Когда подспорья в виде целого листа не было, лялиус строил гнездо, натаскивая мох (отрывая его частями) и плюс все, что попадется.
Когда мох закончился, то использовал все, что плохо лежит, что можно оторвать и прилепить к гнезду. Иногда это выглядело очень смешно. Лялиус деловито носился по аквариуму с ветками, пучками травы, нитями мха, все это пытаясь примостить к гнезду, как настоящая птица. Потом подпускал пузырей и опять отправлялся за подножным материалом. Гнездо со временем все больше поднималось над водой.
Еще использовал как основу плавающую кормушку, кусты пистии… в общем, действовал со смекалкой.
После того, как гнездо построено (а иногда еще и в процессе строительства) самец принимается искать самку. Лялиусы, как и многие лабиринтовые с таким типом размножения, строят гнезда и в отсутствии самок. Если самец, построивший гнездо, все же находит самку, то крайне желательно, чтобы она уже тоже была готова к нересту. Иначе самка может сильно пострадать. Обратный вариант, когда есть самка, полная икры, но нет активного самца, тоже плох. Самка может закистоваться и погибнуть (хотя неоднократно слышал, что самки могут жить длительное время без размножения, проблем и кистований). Поэтому в общем случае лялиусам подходит предварительное выдерживание рыбок (с хорошим питанием) в течение недели – двух, на виду друг у друга, но без контакта, раздельно, или же содержать их большим количеством в просторном хорошо заросшем аквариуме, где всегда можно найти и то, и другое (и можно без хлеба).
Когда самец находит готовую самку, он ведет ее к гнезду, причем именно что ведет, подплывает в сторону гнезда, возвращается к самке, всячески увлекая ее за собой. Попутно может слегка тыкать ее в область брюшка. Поднявшись к гнезду, рыбки закручиваются, самец обхватывает самку, выжимая икру, и так они на какое-то время зависают. Потом самка смотрит, что можно слямзить, но самец тут же ее прогоняет, а сам начинает подбирать икринки и выплевывать их в гнездо. Через некоторое время он опять идет за самкой, и все повторяется. Таких циклов обычно бывает несколько, до тех пор, пока самка готова нереститься. После этого рекомендуется ее из нерестовика убирать, хотя у меня самка спокойно уживалась даже в небольшом аквариуме, важно только, чтобы было множество укрытий и травы, и первые нересты требуют повышенного внимания.
Это специально ничего не видно.
Получилось так, что самыми жесткими были именно первые нересты, потом все как-то проходило гораздо проще, причем во всем. Стояла жара, температура держалась стабильно выше 30-ти, и рыбки нерестились каждые две недели. Со временем самец перестал сильно заморачиваться с гнездом, напускал пузырей, понавтыкивал туда какого-нибудь мусора, и бежал за самкой. Такое гнездо разваливалось уже на следующий день, и самцу приходилось подбирать икру и заново его укреплять. С другими рыбками также со временем лялиусы вполне приучились жить и во время нерестов, самец от гнезда их, конечно, отгонял, но без такого фанатизма, как вначале.