И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
В. Лебедев-Кумач
Из динамика лилась песня, но фраза из марша «Веселых ребят» превратилась в странную мысль о смысле жизни человека, который «с мыслью по жизни шагает, и никогда, и нигде не пропадет», чтобы далее трансформироваться в размышления о «странном» смысле жизни. Мысли о жизни в эпоху пандемии и карантина искали слова, чтобы стать текстом. В русском языке сотни тысяч слов, и у каждого есть значение, то есть в слове заключен смысл или содержание, связанное с понятием, для того, чтобы в сознании человека не было путаницы предметов и явлений из окружающего мира. Значит, у слова есть смысл, а у жизни человека есть единый с другими людьми смысл? В современном мире миллиарды человеческих жизней и каждая имеет свое значение, значит именно в этом их смысл. Дальше закрались сомнения. А именно ли в этом смысл жизни человека? А если у человеческой жизни нет определенного значения такого, какой есть у слова?
Благодаря общению в книжном клубе Владислава Тарасенко1 и курсу по книге Михаила Эпштейна2 «От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир», я заглянула в будущее человечества с позиции 20-х годов XXI века и с новой позиции «вочеловеченной» личности. Когда-то в 1905 году русская культура шагнула в будущее за футуристами, так и я шагнула через мысли к словам «за смыслом жизни». Осмыслила и сотворила название книги «Трансмысл», потому что как написано у М. Н. Эпштейна: «Приставка «транс-» означает «за», «сквозь», «через», «по ту сторону» того, что обозначается корневой частью слова». Оказалось, что это слово без двух букв «с» «неправильное» согласно правилам словообразования. Пусть будет правильное написание термина «транссмысл» и оставим право автору на увеличение словаря живого русского языка с произвольными и производными словами как новшество, на синтез новых смыслов, значений и понятий, которые воплотились в текстах книг, составивших трилогию: утопическое фэнтези «ЯсредиЯ», «Уникл» с ядром понятий и терминов динамической модели личности и «Транссмысл».
В 1920 году, около 100 лет назад смысл жизни человека был наполнен для основной массы людей на планете, если им было, где жить, было, что покушать, было во что быть одетым и если люди могли всем необходимым обеспечить свою семью и близких. В то же время, уделом немногих оставался поиск истины как в естественных науках, так и поиск смысла жизни в философии, в религиях, в других духовно-эзотерических течениях. Смысл жизни обычного человека был в том, чтобы прожить ее и дожить хотя бы до внуков. Если человек доживал до правнуков, то про такого говорили, что «Бог простил ему все грехи еще при жизни». Мужчине было достаточно сходить на работу, получить деньги на содержание семьи, детям есть возможность ходить в школу, а по выходным и праздникам сходить в церковь, в цирк или кино. Религия и философские учения предлагали простым людям разные варианты того, ради чего стоит жить на Земле. Например, цель жизни для последователей утилитаризма «наибольшее счастье наибольшего числа индивидов», для последователей либерализма – свобода и равенство, для коммунистов – всеобщая собственность и право на труд. Если еще 75 лет назад после Второй Мировой войны для основной массы людей в Европе был смысл в сохранении и восстановлении быта без каких-либо изысков, то далее к XXI веку шло увеличение объемов потребления, развлечений, шел рост индивидуализма и противоречивого коллективизма.
Внешне современный человек может выглядеть весьма благополучным по сравнению со своими дедушками и бабушками, иметь комфортное место для проживания, достаток в еде и одежде, работу и денежные средства, иметь отпуск и путешествия, но внутренне он оказывается более опустошенным, недовольным и несчастным. Человек не задается вопросом о смысле своей жизни, если он благополучен. Зато, если случается кризис, болезнь или пандемия, которая рушит привычные устои, то странные мысли о смысле жизни появляются. Единственное точно можно сказать, что человек обязательно когда-нибудь умрет, но остается загадкой, а зачем тогда он жил? Даже, если он не задает себе подобных вопросов, то это не исключает его внутреннего недовольства жизнью, которая внешне выглядит весьма благополучной. Чтобы заглушить в себе голос разума, можно сравнивать себя с тем, у кого или все есть, или нет ничего. В пример, можно привести цитату актера Джеки Чана:
«Твоя сложна работа – мечта каждого безработного, твой непослушный ребёнок – мечта каждого бездетного, твой маленький дом – мечта каждого бездомного, твой небольшой капитал – мечта каждого должника, твой спокойный сон и доступная еда – мечта каждого, у кого в стране война».
Даже если спрятать голову, как черепаха внутрь панциря, от внешних невзгод, поверить, что у тебя все хорошо, по сравнению с другими людьми, то все равно невозможно избавиться от чувства что, чего-то нет. А чего нет? Если раскручивать как по цепочке «вопрос-ответ», то в итоге приходит единственный ответ – у человека потерян смысл жизни. Вот тут-то и возникают различные вокруг него помощники от психологов до шарлатанов с различными способами избавления и облегчения «кризиса среднего возраста», расслабиться и не думать.
Нахождение смысла жизни для современного человека остается необходимым для сохранения и поддержания телесного и психического здоровья, именно поэтому австрийский психолог Виктор Франкл написал книгу, ставшую для многих путеводителем «Сказать жизни „Да!“. Психолог в концлагере». В книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл вводит в практику слово «проактивный» для личности, способной принимать ответственность за себя и свою жизнь, способной в происходящих событиях, в окружающих людях и обстоятельствах реализовать свободу выбора между стимулом и реакцией, которая по мнению Виктор Франкла есть фундаментальный принцип человеческой природы. Сколько людей, столько и смыслов жизни, таков его фундаментальный вывод, который помог огромному количеству людей жить при любых условиях. Напомним, что у Адлера ключом к пониманию человека как личности является «смысл жизни», который как считал психолог складывается у ребенка к 4—5 годам, поэтому можно сказать, что человек без осознанного им «смысла жизни» личностью не является. Он еще в пути.
Как же найти свой смысл жизни взрослому человеку?
Первым шагом надо иметь смелость задать вопросы о смысле жизни самому себе. Искать надо внутри себя. При всей видимости простоты, жизни после заданного вопроса о ее же смысле может начать неотвратимо и необратимо меняться. Вторым шагом надо начать искать смысл жизни вовне при всей кажущейся бесполезности данного процесса. Если первый шаг не сделан, то внутренний запрос будет уводить на путь увеличения запросов человека как эгоиста, потребителя и искателя новых видов развлечений, в том числе и путем духовных, религиозных и эзотерических поисков, но как следствие, на второй шаг может не хватить ни времени, ни сил.