Нет, ну вы мне скажите, так вообще бывает?
28 февраля у моего папы случился двухсторонний инфаркт легкого.
Госпитализация, реанимация. Неблагоприятный прогноз.
5 марта. Папа все еще в реанимации. Я все еще в шоке.
Что делать, как помочь, непонятно. Тревога зашкаливает. Подскакиваю от каждого телефонного звонка в ожидании информации от врачей. Причем ожидания эти, прямо скажем, не оптимистичные. Шансов выжить в его ситуации 1 к 100.
И тут я получаю письмо от издательства с предложением написать книгу о тревоге. Вот удача! Очень вовремя! Это сарказм, если что.
Стоит еще добавить, что уже несколько лет муж мне говорит: «Напиши книгу о тревоге. Ты же давно о ней пишешь статьи и даешь интервью. Консультируя, делишься с людьми своими знаниями о том, как жить с тревогой в мире, любви и согласии». А мне все некогда: то одно, то другое. Вы наверняка знаете, как это бывает.
И грустно, и смешно.
Согласитесь, не лучший момент, чтобы садиться за написание книги. Да еще и о тревоге, которая все пять дней бегает за мной хвостом и пристает со своими разговорами.
С другой стороны, не каждый день поступают такие интересные предложения.
Отдельная благодарность моему редактору Марине Бердник: именно она предложила написать эту книгу в столь сложный для меня период. Марина была терпелива, пока я писала. Давала ценные профессиональные советы. И даже решила подружиться со своей тревогой, воспользовавшись приведенными в книге способами.
Именно так и обстояли дела на тот момент: папа при смерти, тревога рядом, издательство предлагает написать о ней книгу, а муж твердит: «Пиши, пиши».
А-а-а… Что же делать?
Вспомнился рассказ подруги. Однажды ее маленький сынишка неудачно споткнулся и сильно ударился. Подруга так сильно испугалась, что неожиданно для себя самой вдруг вскрикнула: «Твою мать!» И затем благополучно забыла об инциденте. Через несколько дней, споткнувшись, это маленькое чудо, руководствуясь своей детской логикой, вскрикнуло: «Мою мать!»
Вот и я в сложившейся ситуации только и могла, что повторять вслед за трехлетним мальчуганом: «Мою мать!»
Надо же такому случиться, чтобы одно пересеклось с другим в самое неподходящее время!
Думаете, это был единственный неподходящий тревожный момент в моей жизни? Или единственный момент, когда пришлось делать непростой выбор?
Как бы не так!
Моя жизнь изобилует такими событиями. Как и ваша. Как и жизнь всех людей. Так уж она устроена.
Порой кажется, что наша жизнь состоит лишь из неподходящих моментов. Из бесконечных выборов между трудным путем и очень трудным. Между плохим финалом и очень плохим. Стресс периодически будто перекрывает нам кислород.
Где в такие периоды жизни находится тревога? Правильно! Носится вокруг и терроризирует нас.
Именно так и происходит, если вы с ней в плохих отношениях. А если в хороших – тревога ведет себя совсем по-другому.
Сейчас, когда я пишу эти строки, мой папа все еще в реанимации в тяжелом состоянии. Врачи не делают никаких прогнозов. Остается только ждать, надеяться и делать все от нас зависящее, чтобы он пошел на поправку.
Впереди меня ожидают долгие часы общения с тревогой – а я точно знаю, как общаться с этой «красоткой». Я давно с ней дружу – и хочу, чтобы вы тоже подружились. Все мы попадаем в ситуации, когда становится тяжело, сложно, грустно, страшно, тревожно. И с этим можно справиться. Можно научиться возвращаться к привычной жизни, сталкиваясь с тяжелыми жизненными обстоятельствами. И даже более того – можно улучшить качество своей жизни.
Я уверена, что моя тревога поможет мне написать эту книгу. Книгу, благодаря которой вы узнаете о 8 способах обуздания тревоги – и, что не менее важно, научитесь создавать свои способы.
Задача-минимум – обуздать тревогу. Задача-максимум – в результате прочтения книги подружиться с ней.
Вторая задача решается не так просто, как хотелось бы. Но и результат соответствующий – намного более комфортная жизнь, ощущение внутренней свободы и вместе с тем поддержки.
Способы, о которых вы узнаете из книги, родились в течение моей крайне разносторонней жизни, включающей в себя получение пяти образований и 30 лет практики. И конечно, благодаря моему окружению: семье, друзьям, коллегам.
Эти способы выкристаллизовались под воздействием огромного количества разнообразной научной и практической литературы, а также благодаря большому числу профессионалов, у которых я училась и с которыми обменивалась опытом. Но самый ценный вклад внес мой любимый муж. Он не только чудесный человек, но и врач с большой буквы с 35-летним стажем работы – в том числе в скорой помощи и реанимации. А еще он психиатр и врач-психотерапевт. Многие годы мы оба работаем в консультировании, помогаем друг другу, обмениваясь знаниями, и имеем возможность убеждаться в эффективности разнообразных способов обуздания тревоги – самые действенные из них и будут описаны в этой книге.
Те, кто знаком со мной лично, знают: я не люблю дешевый пафос. Считаю необходимым это сказать, чтобы мои читатели не пытались усмотреть в рассказанных в этой книге историях ничего, кроме возможности взять для себя пользу.
Не отвлекайтесь на вопросы, почему и зачем здесь раскрыты именно эти истории. Если вы хотите подружиться с тревогой, то просто погрузитесь в чтение с желанием достичь своей цели.
Я часто использую истории из жизни в своей работе, потому что порой так проще понять полезные и важные вещи. Чужой опыт – источник знаний. Вы можете посмотреть на него и решить, хотите ли вы так же поступить или нет. И в первом, и во втором случае вы получаете пользу. Потому что иногда важно знать, чего я не хочу и как я делать не буду, чем знать обратное. А еще чужой опыт обогащает наше представление о мире, возможностях человека и последствиях тех или иных действий или бездействий в разных ситуациях.