Александр Васильевич Суворов – светлейший князь Италийский, граф Рымникский, граф Римской империи, гранд и принц Сардинского королевства, национальный герой Швейцарии.
Генералиссимус всех российских военных сил, подполковник лейб-гвардии Преображенского полка (чин самой императрицы Екатерины 2).
Фельдмаршал австрийский, фельдмаршал войск Сардинии, великий маршал пьемонтских войск.
Кавалер российских орденов: Анны, Георгия 1-го и 2-го кл, А. Невского, Владимира 1-й степени, Андрея Первозваного, Иоанна Иерусалимского.
Кавалер 13 высших орденов иностранных государств.
Награждён российскими монархами золотой шпагой, бриллиантовым пером на каску, шпагой с алмазами и лавровыми венками, бриллиантовым эполетом и перстнем, военным жезлом с бриллиантами, табакеркой с драгоценными камнями, портретом, осыпанного бриллиантами, Павла 1; дарственной грамотой на 7 тыс. крестьян; бронзовой статуей, установленной в Москве и многочисленными ценными подарками иностранных правителей.
Суворов командовал войсками более чем в 60 сражениях и во всех одержал победы. Причём в большинстве из них побеждал в 2, 3 и более раз превосходящего силами противника.
Суворов родился 13 ноября 1729г. в Москве. Его дед по отцу был генеральным писарем Преображенского полка. Дед по матери – по национальности армянин – получил от Екатерины 1 генеральское звание.
Отец Суворова, Василий Иванович, сын писаря незнатного рода, пошёл по военной линии и дослужился до генерала. Но всё время служил по интендантской линии и в действующую армию не стремился.
Он был знаком с Петром 1 и довольно тесно общался с Ганнибалом (сыном эфиопского князя, камердинером и секретарём Петра 1, прадедом А. Пушкина).
Из-за слабого здоровья Александра отец готовил его к гражданской службе. Но по настоятельному совету Ганнибала пристроил 12-летнего Александра в лейб-гвардии Семёновский полк.
После 4-х лет домашнего обучения, в том числе и военным наукам, Александр в 16 лет был зачислен рядовым, а в 18 стал капралом Семёновского полка. Эти 2 года он со всеми солдатами переносил все тяжести армейской жизни.
В 24 года Суворова назначили поручиком Ингерманландского пехотного полка. После начала войны с Пруссией он в течение нескольких лет сопровождал батальоны пополнения из России в Пруссию.
Бесконечные подводы, нерадивые ямщики, забота о фураже и продовольствии не радовали Суворова.
Затем он заведовал в Мемеле продовольственными магазейнами и гошпиталями. Это папенька, понимая толк в снабжении, пристроил сына к хлебному делу.
Позже Суворов был комендантом Мемеля и разбирал пьяные драки офицеров, жалобы жителей на военных постояльцев. И всё время рвался в действующую армию. Он чувствовал своё призвание на полях сражений. Но отец его не отпускал, жалел своего единственного сына, считая его худым и слабым.
Но однажды Суворов поставил отцу ультиматум, и тот согласился посодействовать его назначению в действующую армию. Но остался верен себе – пристроил сына на тихое место в качестве дежурного майора в штаб дивизии генерала Фермора. Суворову в это время было уже 30 лет.
Если бы отец Суворова знал, какое блестящее будущее ждёт его сына, он не стал бы тормозить его военную карьеру.
Прослужив в штабе Фермора 2 года, Суворов только в 32 года непосредственно принял участие в военных действиях в звании подполковника – командира лёгких войск (быстро передвигавшихся, внезапно нападавших на противника и наносящих ему существенный урон) в дивизии генерал-майора Берга.
Затем в звании полковника, а затем бригадира командовал Суздальским и Астраханским полками. В этот период разделял все тяготы солдатской жизни, лично постоянно обучал, тренировал солдат ведению боя в самых тяжёлых условиях, что стало залогом будущих побед этих полков и примером для других армейских командиров.
В 40 лет стал генерал-майором в 1-й армии фельдмаршала Румянцева. В 45 – генерал-поручиком. Командовал Крымским, Кубанским пехотными корпусами и Петербуржской дивизией.
В 57 лет – генерал-аншеф, командир Кременчужской дивизии. И всё это время постоянно конфликтовал со своими начальниками по вопросам ведения военных действий.
После ряда блестящих побед – при Туртукае, Козлуджи и особенно после взятия неприступного Измаила, который до Суворова несколько раз, понеся огромные потери, не смог взять сам Румянцев, долгожданного повышения по службе Суворов не получил.
Из-за невыполнения ряда формальных приказов Румянцева и по его доносу императрице Суворов был произведён только в почётное придворное звание подполковника лейб-гвардии Преображенского полка и отправлен (фактически сослан) командовать войсками в Финляндии, а затем на юге Украины.
И только в 1794 г. в возрасте 65 лет после смерти Румянцева и подавления Суворовым польского восстания Костюшко Екатерина 2 присвоила Суворову сразу через одну генеральскую ступеньку звание фельдмаршала.
Императрица говорила: Я посылаю для усмирения польского восстания покорителя Измаила. А это две армии. Первая армия – это войска под командованием Суворова, а вторая армия – это сам Суворов.
В 1796г. Екатерина 2 умерла, на престол взошёл Павел 1. Он стал вводить в армии глупые прусские порядки, с которыми Суворов был совершенно не согласен.
Понимая, что Павел 1 пытается разрушить в армии то, что много лет создавали русские генералы и благодаря чему русская армия стала непобедимой, Суворов всячески пытался эти порядки игнорировать.
Но долго, конечно, такое неповиновение продолжаться не могло. Понимая бесполезность своего противостояния с императором, Суворов подал в отставку. Но его опередил Павел 1 – в 1797г. в возрасте 68 лет Суворов был уволен из армии. И более того, из-за доносов недоброжелателей он был сослан в ссылку в своё имение под надзор приставника.
В немилости Суворов находился 2 года. В этот период Павел 1 несколько раз вызывал его в Петербург и ждал, что Суворов признает свою вину и попросится опять на службу.
Но Суворов был твёрд, вины своей не признавал. Его устраивало только возвращение ему звания и должности без всяких предварительных условий.