Мордобой на фронте – явление нередкое. 4 октября 1941 года Сталин издал приказ, в котором говорилось, что «самосуды, рукоприкладство и площадная ругань, ведут… к подрыву дисциплины и авторитета командира и политработника»1. Однако изжить порочную практику не удалось. В том числе – среди летно-технического состава ВВС. Несдержанность, горячее желание «восстановить справедливость» нередко выливались в потасовки и драки…
В первой главе расскажем о знаменитых воздушных асах, которые умели хорошо драться и в воздухе, и на земле. За воздушные победы их награждали. За земные – предавали суду.
Самый известный из «драчунов» – А. И. Покрышкин.
1. Трижды Герой Советского Союза (1943, 1944) маршал авиации Покрышкин Александр Иванович (1913—1985)
Он стал первым в СССР трижды Героем, является лидером по числу одержанных побед.
А. И. Покрышкин
А. И. Покрышкин родился в городе Новониколаевске (ныне – Новосибирск). Окончил Качинскую военную авиашколу лётчиков. На фронте – с первого дня войны. Летал на МиГ-3, И-16, Як-1, «Аэрокобре». Командовал 16-м гвардейским истребительным авиационным полком (далее – ИАП). Совершил более 650 боевых вылетов, сбил лично 43 самолёта противника и 3 – в составе группы (по другим данным – только лично сбил 59 самолетов).
Мало кто знает, что дважды стоял вопрос о предании Покрышкина суду военного трибунала. Но каждый раз судьба оказывалась благосклонна к нему. В первый день войны он сбил по ошибке свой легкий бомбардировщик Су-2. Летчик выжил, но штурман погиб. Если бы не всеобщая суматоха тех июньских дней, вряд ли бы ему удалось избежать трибунала.
В 1942 году дело в отношении Покрышкина в Бакинский военный трибунал все же поступило. Он обвинялся в избиении в летной столовой старших офицеров, а также – в злостных нарушениях наставлений и инструкций истребительной авиации.
Историк А. В. Тимофеев отмечал: «В бумаге, которую написал для трибунала комполка (Исаев – авт.), было достаточно „компромата“ как минимум для штрафбата! Оскорбления старших командиров, пререкания с начальством и, что самое мерзкое, „нарушения требований устава истребительной авиации“! … Ситуация складывалась почти безвыходная»2.
Массовая драка, зачинщиком которой признали Покрышкина, произошла после выведения потрепанного в боях полка для переформирования в пос. Насосный в Азербайджане. Его исключили из партии, вывели за штат, отозвали представление к званию Героя Советского Союза. И завели уголовное дело.
Дело спас случай. Накануне судебного заседания, командующий 4-й воздушной армией Науменко приказал Покрышкину, уже известному тогда асу, выступить перед летчиками соседнего авиаполка по вопросу о тактике воздушного боя. Командир этого полка Тараненко, узнав от Покрышкиа о предании его суду, разыскал находившегося в госпитале комиссара 16-го гвардейского ИАП Погребного, который, по сути, спас Александра Ивановича от сурового наказания.
А вот с его лучшим другом А. Ф. Клубовым ситуация разыгрывалась по другому сценарию.
2. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945, посмертно) гвардии капитан Клубов Александр Федорович (1918—1945)
А. Ф. Клубов родился в дер. Яруново Вологодской области. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. На фронте – с августа 1942 года. Летал на И-153, И-16, «Аэрокобре». Совершил 457 боевых вылетов, сбил лично 31 самолёт противника и 3 – в составе группы.
Обстоятельства, которые привели этого выдающегося летчика на трибунальскую скамью, до конца не ясны и сегодня, поскольку дело не сохранилось.
Сослуживцы говорили о Клубове, как о храбром, рискованном воздушном бойце. И в то же время – необычайно скромном на земле человеке. Он практически не пил спиртного, но в мае 1944 года, на поминках погибшего в учебном полете командира эскадрильи Олиференко, видимо, употребил. И это обстоятельство сыграло в его дальнейшей судьбе роковую роль.
Возвращаясь в общежитие, Клубов столкнулся с солдатом-мотористом и в ходе вспыхнувшей ссоры, выхватил пистолет и ранил его.
Впрочем, в мемуарах и документах того времени при описании этой стычки встречаются разночтения: от варианта – моторист погиб, но дело «замяли», до версии о том, что Клубов в ходе потасовки произвел выстрел вверх, о чем написал в мемуарах А. И. Покрышкин. В другой своей книге «Небо войны» он, правда, уточнил, что «в перепалке с горячим Клубовым механик немного пострадал».
Судя по всему, пострадал моторист серьезно, поскольку военным трибуналом Клубов был приговорён к 6 годам исправительно-трудовых работ, с отбыванием наказания в своей части.
Спустя несколько месяцев, судимость с него была снята досрочно.
Жизненный путь воздушного аса оборвала трагическая случайность. 1 ноября 1944 года при посадке нового самолета «Ла-7» на аэродроме Сталева – Воля в Польше колесо попало в яму, и самолет скапотировал. Летчик ударился головой о прицел и погиб.
3. Герой Советского Союза (1942) гвардии майор Костылев Георгий Дмитриевич (1913—1960)
Г. Д. Костылев родился в г. Ораниенбаум Санкт-Петербургской губернии (ныне – г. Ломоносов Ленинградской области). Окончил школу пилотов Осоавиахима (в Ленинграде) и Центральную лётно-инструкторскую школу Осоавиахима (в Москве). На фронте – с 22 июня 1941 года. Командир звена 3-го гвардейского ИАП ВВС Балтийского Флота. Летал на И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, «Харрикейне», Ла-5 и Ла-7. Совершил 418 боевых вылетов, 10 самолетов сбил лично и 33 – в составе группы.
Интересно отметить, что Костылев, как и А. И. Покрышкин, тоже по ошибке сбил свой истребитель. И имя его тоже наводило ужас на немецких летчиков.
В 1943 году Костылев был судим, разжалован и направлен в штрафбат. А произошло вот что. В конце февраля 1943 года, во время краткосрочного отпуска в блокадный Ленинград, Костылев был приглашен в гости. Увидев там стол, ломившийся от изобилия яств и алкоголя, воздушный ас, насмотревшийся перед этим на умиравших от голода земляков, высказал офицеру-тыловику все, что он о нем думает и в ходе ссоры избил его.