Пэн Чжудун - Тридцать шесть стратагем

Тридцать шесть стратагем
Название: Тридцать шесть стратагем
Автор:
Жанры: Военное дело | Древневосточная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Тридцать шесть стратагем"

Трактат «Тридцать шесть стратагем» повествует о 36 стратегических и тактических приемах военного искусства Древнего Китая. В книге, которую вы держите в руках, дано толкование каждой стратагемы, приведено описание интересных случаев, ситуаций, когда был применен тот или иной прием: перед читателем предстают яркие события из жизни древнего и современного Китая, а также события всемирной истории.

Для широкого круга читателей.

В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Тридцать шесть стратагем


Права на издание книги предоставлены ООО «Китайское книгоиздательство»


© ООО «Международная издательская компания «Шанс», перевод, оформление, 2018

© ООО Издательство «Восток-Бук», 2018

© ООО «Китайское книгоиздательство», 2018 Все права защищены.

Предисловие

Стратагемы как образец воинского искусства появились в эпоху Южных и Северных династий. Первый из известных нам трудов о них был предположительно написан в эпоху Мин. «Тридцать шесть стратагем» – трактат, основанный на выдающихся военных приемах и стратегиях, которые сложились в Древнем Китае. Стратагемы – одна из жемчужин культурного и исторического наследия китайской нации, «суть военного искусства». «Искусство войны» Сунь-цзы и «Тридцать шесть стратагем», без сомнения, – столпы мировой полководческой мысли.

Впервые «Тридцать шесть стратагем» упоминаются в книге V в. «История [династии] Южная Ци», в биографии государственного деятеля Ван Цзинцзэ. Однако авторство и время написания самого трактата «Тридцать шесть стратагем» точно неизвестно.

Трактат делится на шесть частей, каждая из которых содержит по шесть стратагем. В них изложены стратегии военных побед и поражений, ведения боя и наступлений, грамотной обороны. В первых трех частях трактата стратегии разработаны с учетом преимущества над противником, в остальных – с учетом превосходства сил противника. Названия стратагем отсылают к историческим событиям, древним военным терминам, стихотворениям и известным пословицам.

Трактат «Тридцать шесть стратагем» применяется не только в военном деле. Он полезен в политике, экономике, дипломатии и повседневной жизни и, бесспорно, может считаться «талисманом» Китая.

Перевод названий стратагем приведен по изданию: Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха / Пер. с кит. В.В. Малявина – М.: Белые альвы, 2000. – 192 с.

Обманув государя, переправиться через море

Как Вэнь-ди уничтожил царство Чэнь

В 581 году власть в Северном Чжоу захватил Ян Цзянь. Он вынудил Цзин-ди отречься от престола и занял его место. Ян Цзянь взял имя Вэнь-ди и стал первым императором династии Суй.

Вэнь-ди был очень дальновидным правителем и хотел объединить всю страну. Для этого он провел ряд политических и экономических реформ, результатом которых стало стремительное развитие внутренней экономики, увеличение военной мощи и сохранение мира в стране. В те годы на китайской земле была лишь одна противостоящая ему сила – царство Чэнь.

Вэнь-ди созвал гражданских и военных министров, чтобы обсудить, как уничтожить царство Чэнь. Первый министр Гао Ин, представляя доклад правителю, заявил: «Лучший способ разрушить царство Чэнь – отрезать ему доступ к продовольствию и использовать огневую атаку[1]». Вэнь-ди был восхищен: «Хороший план! Хороший план!» – говорил он. Все министры внесли свои предложения. Было решено отправить войска, когда

в царстве Чэнь начнется жатва риса, переправиться через Янцзы, застать армию Чэнь врасплох и в одночасье стереть царство с лица земли. Вэнь-ди был очень доволен и распорядился, чтобы министр Ян Су немедленно начал заниматься строительством кораблей и подготовкой армии к переправе через реку.


Храм Цзимин в Нанкине, в котором и расположен «колодец Яньчжи». По легенде, на срубе колодца остались румяна с лица одной из наложниц


Пока император Вэнь-ди готовился к войне, в южном царстве Чэнь император Шубао вел развратную и праздную жизнь. Многие дни проводил он в гаремах, строил для себя все новые и новые дворцовые палаты – в некоторых были полы из золота и ступени из белого нефрита[2].

Однажды во дворец прибыли солдаты с границы. Они доложили императору Шубао: «Ваше величество, в Лияне замечены войска Суй!» Но тот лишь махнул рукой и ответил: «Отправьте побольше людей для обороны – этого будет достаточно!»

Войска Суй намеренно создали видимость передислокации: водрузили свои флаги и знамена вдоль берега Янцзы, установили там множество шатров[3], чем ввели врага в заблуждение и, «обманув государя, переправились через море».

Войска Чэнь, заметив войска Суй, не начали наступление. Они посчитали, что это лишь очередные маневры противника и постепенно утратили бдительность. Вскоре командиры получили приказ от императора Шубао отвести обратно крупные оборонительные отряды.

Вэнь-ди был очень рад, что император Чэнь отозвал войска. Он тайно направил в столицу царства Чэнь людей, которые должны были подорвать авторитет Шубао среди народа.

Своего второго сына Ян Гуана он назначил командиром полумиллионной армии, которая должна была, разделившись и переправившись через реку Янцзы, вторгнуться в царство Чэнь сразу с восьми сторон.

В тот же вечер командующий караулом столицы Чэнь доложил императору Шубао о действиях суйских войск. Император созвал министров для обсуждения ответных мер. Кто-то из них сказал: «Правитель, боюсь, что сведения караульных о действиях противника ложные». Еще кто-то из сановников добавил: «Река Янцзы издревле была нашей естественной защитой, непреодолимым рубежом, возможно ли, чтобы у воинов армии Суй выросли крылья и перенесли их через нее? По-моему, командующий караулом просто хочет обманом получить награду». Недалекий император Шубао поверил наветам придворных проигнорировал просьбу караульного гарнизона о помощи.

Ранним туманным утром в Праздник весны – в первый день 589 года – Ян Гуан приказал полководцу Хэ Жоби и командиру двух войсковых отрядов Хань Циньху незаметно переправиться через Янцзы и атаковать столицу царства Чэнь – Цзянькан. Поскольку солдаты Чэнь давно не тренировались, они оказались совершенно небоеспособны и в панике отступили, как только их атаковали два отряда Суй. Главнокомандующий армией Жэнь Чжун понял, что поражение неизбежно, и сдался. Увидев это, солдаты караульного гарнизона бросились врассыпную, спасаясь от вражеских войск. Хэ Жоби и другие командиры, воспользовавшись замешательством противника, сломали городские ворота и заняли столицу.

Услышав крики и шум битвы, император Шубао понял, что пришел его смертный час. Он схватил двух своих любимых наложниц и прыгнул вместе с ними в колодец. Но этот колодец оказался высохшим! Все трое остались живы, и вскоре их вытащили наверх суйские воины. Один солдат в шутку сказал: «Этот колодец Цзинъян нужно переименовать в Яньчжи![4]» – и все расхохотались.

22 день первого месяца 589 года стал днем краха династии Чэнь. Династия Суй применила стратагему «Обманув государя, переправиться через море» и всего за четыре месяца одержала победу над Чэнь, добившись объединения Китая.

Как Лю Ялоу хитростью захватил Цзиньчжоу

Ляошэньская операция 1948 года – стратегическая операция по разгрому гоминьдановской


С этой книгой читают
Русские войска вошли в австрийский Львов в августе 1914 года, меньше чем через месяц после начала Великой войны. Невероятный успех русского оружия стал возможен благодаря целому ряду факторов, которые позволили одержать победу в одном из величайших сражений Первой мировой.Галицийская битва сегодня практически забыта, чему есть понятные причины политического характера. В ходе этого сражения Россия впервые включила в состав страны территорию Восточ
Эта книга-версия – плод изучения и сопоставления материалов, полученных в ходе ознакомления с воспоминаниями очевидцев катынской трагедии, публицистическими статьями и книгами разных лет, сведениями комиссий, исследовавших обе версии, и рассекреченными архивными данными. Возникшие сомнения в хрущевско-горбачевскоельцинских трактовках событий на Смоленщине с расстрелом польских офицеров не гитлеровцами, а сотрудниками органов НКВД заставили автора
Чем дальше от нас уходит «революция 1991 года», тем важнее дать правдивую оценку событиям тех лет, действиям бездарного или сверхдоверчивого ГКЧП (?), трагедиям Баку, Вильнюса, Еревана, Тбилиси, героической защите Белого дома, определить, пока еще живы свидетели, побудительные мотивы и результаты действий той и другой стороны.Умные стараются учиться на чужих ошибках!Кто они? Ельцин, Горбачев, деятели Межрегиональной депутатской группы, Гайдар, Чу
В 2002 г. генерал армии В.Варенников назвал работы автора по военно-политической истории Отечественных войн 1812 и 1941-45 гг., ставшими содержанием книги Русская Война: Дилемма Кутузова-Сталина,"новым словом в историографии". Но главный вывод историка: Россия – Историческое осуществление Евразии в Новое Время являет собой качественно иное пространство исторического, не сводимое ни к какой иной реалии всемирного исторического процесса; рождающий
В прозу Щербакова сначала входишь как в мелкий прозрачный и теплый ручей, и вдруг вода превращается в застывшее стекло, и ты уже в плену. Одно нетерпеливое движение – и хрупкое очарование фраз разрушится, и ты чувствуешь настоящую боль от осколков. Как он это делает – я до сих пор не могу понять. Может, все дело в мельчайших деталях жизни, которые мы устали замечать, может, в завораживающе доверительной интонации человека. Галина Погутяк. Писател
Присоединение Литвы к Советскому Союзу. Массовые убийства литовских евреев в Каунасе, Вильнюсе, других городах республики. Великая Отечественная Война. И, конечно же, любовь.
Так, так, так… Значит в подводный мир затащили? Говорите, все блага местного мира? Мне? Прям любой каприз? Это в честь чего такая щедрость… А-а-а, всего лишь маленький аукцион со мной в главной роли и потом небольшая услуга. Крохотная такая. Отдаться местному русалу, родить ему дитя и свалить в закат. Ну давай сюда, мой хороший. Буду тебе объяснять, куда и как тебе идти… Возрастные ограничения 18+
-Сиятельная…, - прошептал самый красивый мужчина, которого я когда-либо видела, и бухнулся передо мной на колени. – Наконец-то я нашел вас.– Это вы мне-е? – млея от одного его вида, прошептала я.Повезло! Наконец повезло. И только я раскрыла объятия ему навстречу, как уткнулась головой в стену собственной однушки, и ...проснулась!Пфф, ну и приснится же! Я вытерла пот со лба. Обычная медсестра не может быть сиятельной.Знала