Бусине, которая спасала жизни.
Глава 1
Над макушками елей, едва не задевая их, скользил по свежему утреннему воздуху исследовательский ионолёт. Скорость была приличной, реактивные сопла пылали синим пламенем, разгоняя аппарат почти до тысячи километров в час. Автоматика вела машину аккуратно, слегка покачивая её над возвышенностями. В этом месте пустынные степи подходили к горной гряде, а пологие склоны холмов укрывал хвойный лес. Между холмами петляла мелкая горная река, кристальные воды которой журчали на усыпанных галькой берегах.
– Расчётное время до прибытия в точку назначения – две минуты, – произнёс в кабине приятный и спокойный женский голос.
– В каком она состоянии? – спросил пассажир, не отрываясь от сводки данных на экране бортового компьютера.
– Истощена. Последний приём пищи был около сорока четырёх часов назад, – ответил женский голос.
– Для них это нормально, – сказал пассажир, почесав грубую щетину на подбородке. – Она зашла далеко на север. Для этого могла быть только одна причина – недостаток пищи.
– Если она будет слишком плоха, тебе придётся позаботиться о малышах.
– Не торопи события, Джен, – парировал мужчина. – Лучше расскажи, что с хищниками в округе.
– Угрозы нет. В трёх километрах к северу старый волк-одиночка Юстин, он сыт и медленно движется на запад. Мара не переходила реку, и он не должен её учуять.
– Он умелый охотник. Любое дуновение ветра может изменить ситуацию не в нашу пользу. Внимательно следи за ним и докладывай обо всех изменениях.
– Конечно, Верон. Я замедляю скорость – мы почти на месте.
– Включай маскировку. Действовать будем быстро и очень тихо.
По белому корпусу ионолёта пробежала волна оптических искажений, и через несколько секунд он стал абсолютно прозрачным. Сопла потухли, и корабль плавно доворачивали маневровые ионизаторы. В нескольких метрах ниже степная кошка Мара, почуяв незнакомый запах, высунула мордочку из норы и внимательно оглядывала территорию, настороженно принюхиваясь.
– Включи пол и покажи Мару, если нашла её, – негромко сказал Верон, что-то настукивая на инфоэкране рукава своего костюма. На полу кабины появилось сквозное изображение.
– Она хорошо спряталась. Точность координат – три метра. Продолжаю сканирование.
Верон молча вглядывался сквозь прозрачный пол ионолёта в пространство между деревьями, стараясь отыскать кошачье логово или заметить какое-нибудь движение.
– У ели слева обломаны нижние ветки, – наконец сказал он. – Сфокусируй сканер.
– Есть движение! – через мгновение ответила Джен. – Увеличиваю.
Сбоку от ели, из-под слоя валежника, присыпанного ёлочными иголками, торчали местами заломанные кошачьи усы.
– Вижу, – сказал Верон. – Начинаем.
Он достал небольшой пистолет, сделал несколько нажатий на ручной дисплей, и его белый костюм приобрёл серо-зелёный оттенок.
– Активирую анестетик. Пять секунд, – сообщила Джен. Стоявшую ощетинясь Мару повело в сторону, она упала набок, посопротивлявшись ещё пару мгновений, после чего её глаза закрылись.
– Чип сработал, – передал Верон. – Садиться здесь некуда. По моей команде открывай люк.
– Здесь высоковато для прыжка, – сообщила Джен.
– Я кое-что смастерил как раз для такого случая, – Верон вытащил из-за своего сидения объёмный свёрток, достал из него верёвочную лестницу и закрепил её на подголовнике, а потом скомандовал: – Давай!
В полу летательного аппарата открылся люк, раскрутив лестницу. Закрепив пистолет на поясе, Верон шагнул вперёд и начал быстро спускаться. Восходящее солнце блеснуло на его голове. Он спрыгнул с нескольких последних ступенек, огляделся и набрал полную грудь свежего лесного воздуха. Затем отмахнулся от комара, зажужжавшего над ухом, и наконец он остановил взгляд на кошачьей норе и приблизился к ней, опустившись на колени. Мара лежала неподвижно и быстро дышала. В нескольких сантиметрах позади неё, в глубине норы, Верон разглядел четверых серых котят. Они ещё были слепы и прижимались друг к другу, изучая запах незваного гостя. А гость снял с пояса пистолет, при этом не забыв проверить предохранитель, и приставил его вплотную к холке первого детёныша, стараясь не дотрагиваться до него рукой.
– Извини, приятель. Будет немного больно, – произнёс он и нажал на спусковой крючок.
* * *
Ионолёт парил над деревьями, оставаясь незаметным для обитателей предгорья. Шедший вдоль реки туман плавно обтекал его прозрачный овальный корпус, издававший едва уловимое гудение, кое-где собирая капли росы, а затем роняя их на землю, устланную сухими хвойными иголками. Корпусные ионизаторы бесшумно загоняли воздух сверху под летательный аппарат, удерживая его на небольшой высоте. В кабине тихо играла классическая инструментальная музыка, перебиваемая звонким щебетанием Джен:
– …Автономная энергоустановка, система фильтрации и подачи воды, рекуперация воздуха, огромный бассейн, потрясающий панорамный вид на море с тридцатиметрового обрыва и – что самое главное, – абсолютно никаких соседей! Я уже упоминала об отдельном помещении для мастерской? Поверь мне, этот дом не просто хорош – он идеален.
– За исключением одного маленького недостатка, Джен – у меня никогда не будет достаточно рейтинга для него, – отстранённо ответил Верон, наблюдавший за жизненными показателями Мары и четверых котят на экране бортового компьютера, попутно заполняя статистические данные.
– Сегодня твой социальный рейтинг, действительно, не удовлетворяет минимальным требованиям этого дома. Но я знаю, на что ты способен. Ты очень умён.
– И абсолютно бесполезен. Сколько у меня рейтинга сейчас?
– Восемьдесят четыре тысячи пятьсот пунктов.
– Сколько я получу за это задание?
– Семьдесят пять пунктов.
– Вот видишь, – объяснял Верон, – я ничего не изобретаю. Не произвожу. Просто помогаю тебе выполнять работу, на которую пока ещё не годятся роботы. Твой дом – не для таких, как я.
– У недвижимости нет обязательных для владельца критериев, кроме социального рейтинга. У одних людей он уже достаточен, у тебя – пока ещё нет, вот и всё.
– А как ты думаешь, откуда у них столько рейтинга?
– Они делали то, что должно, стремились к успеху – и достигли его. Желания достаточно. Ну и немножечко старания.
– Стремясь куда-то попасть, ты стремишься откуда-то сбежать… А я сбегать не хочу.
– Если ты выполнишь задание с накоплением рейтинга, то сможешь подать заявку на авансирование. Зоология – отлично подходящая для этого специальность. Я могу сделать для тебя подборку заданий на изучение миграций, балансирование экосистем или защиту вымирающих видов.
Верон вздохнул и покачал головой.
– Сколько требует рейтинга тот дом, Джен?
– Восемнадцать миллионов пунктов.
Верон расхохотался, откинувшись в кресле и положив ноги на приборную панель.