Это книга для верующих христиан, в той или иной степени знакомых с предметом, но завязших в его неразрешимых противоречиях.
Но это не богословский трактат для узкого круга посвященных, и не пособие для приобщения к религии.
Поэтому не используйте мой труд в качестве стартового источника введения в христианство. Возьмите сначала что-то общепринятое, например учебник по основам христианского богословия.
И еще какое-то время «потусуйтесь» в христианской среде, чтобы вопросы хотя бы сформулировались, иначе они будут иметь схоластический характер.
А вот когда будет общее представление, то как раз и приходите ко мне, поскольку в этой книге я «точнее указываю путь», хотя бы по некоторым вопросам.
Это как раз те вопросы, которые вызывают наибольшие споры и разногласия, а соответственно и связанные с ними многочисленные спекуляции. Или же наоборот, тщательно скрываются от обсуждения, поскольку в общую доктрину не вписываются.
Выделенные курсивом тексты – это цитаты из Библии. Приведены они по синодальному переводу как наиболее распространенному. Если бы я писал эту книгу во времена соцреализма и делился бы впечатлениями изучения и применения тогдашней идеологии, то точно также пересыпал бы авторский текст цитатами из трудов основоположников и продолжателей марксизма-ленинизма.
Но здесь и сейчас я верующий христианин, протестантской ориентации, соответственно моим первоисточником является Библия, потому и цитаты из нее.
В большинстве подобных трудов принято указывать ссылки и этим ограничиваться. Без сомнения, это уменьшает объем самого текста, но значительно увеличивает объем работ читателя и трудоемкость прочтения. Ведь нужно по ссылке искать сам текст в параллельно открытой Библии.
Может быть, для исследователя или студента это и нормально, но для ознакомительного чтения крайне неудобно. Тем более, что написано все для вновь пришедших адептов, успевших познакомиться только с азами богословия, да и то в интерпретации не очень компетентного окружения.
Цитаты периодически повторяются. Почему так, ведь ясно же, что не для объема текста, иначе в ссылках было бы написано, например не 1 Кор, а Первое Послание Святого Апостола Павла Коринфянам. Тогда зачем? А затем, или потому, что не все тексты или цитаты имеют одинаковое значение. Что важнее – спасение, воскресение, благодать, или же перечисление деталей стройки, имен получателей приветствий, название местностей? Есть и такие, которые повторяют одну и туже мысль в разных вариантах или ситуациях.
Если уж родился в христианской среде, то если даже вокруг коммунизм и атеизм цветут махровым цветом, все равно чего-то христианского нахватаешься. Другое дело, как это воспримешь. И к сожалению, вместо стройного учения наберешься всякого рода заблуждений и суеверий.
К примеру, моя тетя говорила про мою бабушку, царство им обеим небесное, что та не читала Библию, но вместо нее читала Екклезиаст. Хотя пьяному ежу известно, что книга Екклезиаста является частью Библии.
А первая теща, когда я спросил ее, что изображено на иконе, которая висела на кухне, с чистыми от искренности и честности глазами сказала, что это Божья Матушка. Я потом не поленился посмотреть. На иконе был изображен православный святой Николай Угодник или Чудотворец. И так на каждом шагу.
Но это еще ничего, если я к христианству равнодушен. А если я верующий? Зачем мне все эти заблуждения и суеверия? А мне их подсовывают и навязывают, причем кто во что горазд. Одни подсовывают иконы, другие соблюдение субботы, третьи импортные журналы. Притом у каждой христианской структуры собственное толкование одного и того же.
Чтобы не тонуть в этом безбрежном море и не плыть, куда кривая выведет, нужен некий маяк, путеводная звезда, привязка к местности, система координат. Конечно, в общем и целом это вера. Но вера – это состояние, о ней разговор дальше, а сейчас целесообразнее обозначить предмет веры в виде развернутых определений. Если этого не сделать, то будет сравнение длинного с кислым, а холодного с тяжелым. Итак:
Что такое религия:
Религия – это целостная система взглядов на себя и окружающий мир, состоящая из совокупности представлений, настроений и действий. Представление – это содержание веры, формулировка того, во что именно верить. Настроение – это эмоции и чувства. Действия – это совокупность обрядов, правил, ритуалов.
Религия – это система ориентации, система координат, позволяющая отдельно взятому человеку находиться внутри определенного сообщества. Вопрос не в том, есть религия или нет, вопрос в том – какая именно религия. При этом религия может быть абсолютно любой, лишь бы представляла собой развитую систему, объединяющую в себе культ, вероучение и структуру.
Объектом религиозности может быть кто угодно и что угодно: Бог, троица, природа, солнце, государство, правитель, наука, искусство. Соответственно религия может быть как духовной, так и светской. Духовной – в данном случае – значит, сориентированной на нечто запредельное и недоступное, например Бога. А светской – опять же в данном случае – значит, сориентированной на нечто находящееся вокруг нас, государство, к примеру, или правителя.
Пусть даже эта религия будет самая жестокая и бесчеловечная, большинство все равно предпочтет быть внутри нее, чем противопоставить себя ей. Именно поэтому общество так легко идет за любыми лозунгами, все равно какими, что хайль Гитлер, что слава КПСС, что Христос воскрес. Лишь бы быть как все. А тех, кто спрашивает – а почему, а на каких условиях – тех гонят и уничтожают. И гонят не только идеологи и вожди, гонят все.
Примечательно с этой точки зрения обратиться и Библии и посмотреть, кто именно хотел смерти Христа. Фарисеи, первосвященники, законоучители, книжники, сенаторы – вот кто действительно хотел. Кто-то из них завидовал, кто-то считал Его источником беспорядков, кто-то богохульником, кто-то преступником. Это понятно.
Но почему же тогда весь народ, собравшийся на площади, дружно кричал Пилату – распни Его! Те самые люди, которых Христос учил, лечил, кормил, даже воскрешал из мертвых – почему они тоже требовали распятия? А все потому же – потому что того требовали представители религии, к которой этот народ принадлежал. Вот и вся причина – он мыслит по-другому – значит он против нашей религии – значит, он отнимает у нас душевное равновесие и комфорт – ату его, взять его, распять его. Не потому, что он сделал что-то плохое, а только потому, что он не как все, не часть большинства, а кто не с нами, тот против нас.