Туссен Мари дю Брей де Понбриан
Новый, 31 выпуск серии «За Бога и Короля», посвящен виконту де Понбриану, одному из предводителей шуан Бретани, что еще в четырнадцать лет вступил в «Бретонскую ассоциацию, был заключен в республиканскую тюрьму и приговорен к смертной казни. Бежавший из тюрьмы виконт сражается вместе с Анри дю Буашамоном и Эме дю Буасги, в 1795—96, 1799—1800, и во время «ста дней» 1815 года.
И как Анри и Эме, в отличие от большинства вандейцев и шуан, павших в бою или казненных республиканцами, Туссен встретил реставрацию монархии во Франции, отойдя в мир иной в 1844 году, в возрасте 67 лет.
Туссен Мари дю Брей де Понбриан в 1840 году
Имя его даже не почти, а фактически не известно в России, единственный плюс, в русскоязычном интернете на момент написания этой книги есть статья в Википедии, полная калька французской.
Ситуация не удивительная и можно сказать довольно характерная, для её преодоления мною и затеян цикл книг « Герои Вандеи и Шуанерии. За Бога и Короля».
Итак, я начинаю свой рассказ.
2 сентября 1776 года в семье старого военного, героя семилетней войны, кавалера ордена Святого Людовика, пятидесяти двухлетнего Жозе Виктора дю Брея графа де Понбриан и его жены Агаты дю Плесси Гренедан, в родовом замке Понбриан в Динане, родился мальчик, названный при крещении Туссен Мари.
Динан
Туссен был третьим сыном графа (в русскоязычной википедии написано, что четвертым; правильный же вариант, третьим сыном, но четвертым ребенком), а всего в семье было восемь детей, причем одна, самая старшая, девочка (Шарлотта) и семь мальчиков!
Причем Жозе Виктор, был старше своей жены Агаты на двадцать четыре года, с ней он венчался в кафедральном соборе Ренна во вторник 9 мая 1769, и на момент венчания, жениху было сорок пять, а невесте тринадцать лет!
Род дю Брей был знатен и богат, в исторических хрониках он встречается с двенадцатого века (сенешаль Гийом дю Брей из Бретани в анналах аббатства Вьёвиль датируемых 1122 годом) и писался в старинных хартиях на латыни как Breillus armoricus.
Он дал Франции множество военных и политических деятелей, дю Брей были президентами и советниками Бретонского парламента, послами, депутатами и сенаторами. Шарль дю Брей де Понбриан сопровождал герцогиню Анну к Королю Карлу восьмому, после этого брака, по унии, Бретань вошла в состав Франции. Жан дю Брей де Понбриан, будучи католиком, поддержал Генриха IV в 1590 году, и выдержал двадцатидневную осаду в замке Понбриан, что был осажден отрядами буржуа из Сен-Мало и Динана.
Герб рода дю Брей де Понбриан
В десять лет Туссен потерял отца, что скончался во вторник 19 октября 1784 года в Динане, и воспитание всех восьмерых детей (самая старшая Шарлота родилась в 1770, самый младший, Жозе в 1780) легло на плечи матери.
И, хотя наш герой, оставил после себя два тома увесистых мемуаров, он, подобно Клоду Огюстену де Терсье, ничего не говорит о своем детстве, и мы находим уже четырнадцатилетнего (!) Туссена в рядах только что основанной «Бретонской ассоциации» в 1790 году. Подробнее о «Бретонской ассоциации» и её основателе, можно прочитать в моей книге, посвященной маркизу де Ла Руэри.
Два старших брата, восемнадцатилетний Огюст и шестнадцатилетний Луи, эмигрировали, в том же 1790 году. С ними Туссен встретится в Англии в конце 1791 года, куда он был вынужден бежать, опасаясь ареста (на молодого де Понбриана поступил донос в местный революционный комитет).
Желая участвовать в будущем восстании, наш герой возвращается на родину и высаживается в районе Сен-Мало, недалеко от Доль-де Бретань, откуда он думал пробраться в замок Ла Гиомаре, резиденцию маркиза де Ла Руэри. Но, на месте высадки, юный Туссен был арестован и препровожден в тюрьму Сен-Мало. Причем, причиной ареста «подозрительного» молодого человека, послужило наличие нескольких английских монет в кармане (найденных при обыске)!
Доль-де Бретань
Два месяца спустя, в тюрьму Сен-Мало, где сидел де Понбриан со своим другом Дюпланом, поступили новые заключенные, члены разгромленной «Бретонской ассоциации».
Причем 25 марта, предателю Валентину Шеветелю удалось арестовать Терезу де Моэльён недалеко от Фужера, где она гостила у своего кузена. Стоит отметить, что перед арестом Терезе удалось сжечь список членов «Бретонской ассоциации» и он не попал в руки республиканцев.
Арестованные были отправлены в Париж, где были заключены сперва в тюрьму Аббатства, а 24 мая переведены в Консьержи. Суд над членами «Бретонской ассоциации» начался 4 июня, а закончился 18 июня 1793 года. По делу проходило 27 человек, из которых 13 были оправданы, двое приговорены к депортации, а 12 к смерти. Смертный приговор был приведен в исполнение в тот же день. На гильотину взошли супруги де Ла Гиомаре, Луи де Понтавик, Ла Шовине, мадам де Ла Фонше, Морен де Лоне, Локе де Гранвиль, Жан Винсен, Груль де Ла Мотт, Пико де Лимоэлан, Жорж де Фонтевьё и Тереза де Моэльён.
Участие нашего героя в ассоциации, не было раскрыто, поэтому он оставался сидеть в Сен-Мало, но, некоторое время спустя, молодой человек был переведен в башню Солидор в форте Сен-Серван. Спустя восемь месяцев заключения (!) Туссен де Понбриан будет приговорен к смертной казни.
Башня Солидор в форте Сен-Серван
И тут нашему герою повезло, один из республиканцев (!), тронутый молодым возрастом заключенного, решает спасти юношу. Вечером, Туссен был препровожден в секретную комнату в башне, где у него состоялся разговор с агентом комитета общественного спасения, что был создан 6 апреля 1793 года и к осени 1793, сосредоточил в своих руках всю верховную власть в революционной Франции, смещая и назначая чиновников, послов, генералов в действующей армии.
– Как тебя зовут? Спросил агент юношу.
– Туссен дю Брей де Понбриан.
– Сколько тебе лет?
– Без двух месяцев семнадцать.
– Ты слишком молод для того что бы умереть. Теперь тебя будут звать Либертин и ты станешь солдатом в четвертом гусарском полку. Ты получишь сейчас военную форму и завтра вместе со своим полком двинешься в путь.
Кто был этот «комитетчик», так и осталось тайной. В эпоху реставрации Туссен пытался найти и открыть имя своего спасителя, но так и не смог этого сделать!
Юноша провел в республиканской армии почти двадцать месяцев, заслужив уважение за храбрость среди однополчан и начальства, как однажды его вызвал к себе полковник.