Михаил Дронь - Тверская Карелия. Заметки на полях

Тверская Карелия. Заметки на полях
Название: Тверская Карелия. Заметки на полях
Автор:
Жанры: Социология | История России | Политология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Тверская Карелия. Заметки на полях"

Книга представляет собой сборник статей, посвящённых актуальным проблемам истории тверских карел, карельскому возрождению на тверской земле, вопросам региональной политики и местной жизни и, самое главное, возможности придания субъектности Тверской Карелии в составе Российской Федерации в виде республики или административно-территориальной единицы с особым статусом в составе Тверского региона. «Хранить верность своей земле, своим корням и своим традициям, словно стойкий оловянный солдатик из сказки Ганса Христиана Андерсена, даже если весь остальной мир сходит с ума от «свободы, равенства и братства».

Бесплатно читать онлайн Тверская Карелия. Заметки на полях


Тверская Карелия. Неизвестный регион


«Тверские карелы говорят своим языком и держатся древних родовых нравов, отличаясь и доныне от соседей своих некоторыми патриархальными добродетелями. Поэтому описываемый мною угол Бежецкого уезда может назваться Тверскою Карелией. Впрочем, карельские селения встречаются, по местам, между русскими до самого Бежецка и далее вправо до Весьегонска, по направлению к реке Мологе».

Ф.Н. Глинка «О древностях в Тверской Карелии», 1836 год


При слове «Карелия» у подавляющего большинства наших сограждан возникнет только одна ассоциация – это Республика Карелия на далеком севере, край болот и озер, распростертый от скалистых берегов Ладожского озера до студеных волн Белого моря, соседка европейской Финляндии. Но мало кто знает, что на самом деле существует еще и вторая Карелия, расположенная под самым боком у Твери и Москвы, отделенная от Республики Карелия многими сотнями километров.

Речь в этой статье пойдет о Тверской Карелии.

Тверская Карелия – историческая финноязычная область расселения карельского народа на тверской земле в долине рек Медведицы и Мологи, древняя территория Бежецкого Верха (Бежецкой возвышенности).

Впервые в научный оборот словосочетание «Тверская Карелия» было введено в далёком 1836 году, когда вышла книга известного государственного и общественного деятеля Российской империи Фёдора Николаевича Глинки «О древностях в Тверской Карелии». Ф.Н. Глинка уже тогда понимал под Тверской Карелией примерно ту же территорию, которую мы подразумеваем и сегодня – бывшие земли Бежецкого и Весьегонского уездов Тверской губернии. При этом, вряд ли Ф.Н. Глинка был изобретателем и первооткрывателем «Тверской Карелии». Скорее всего, он использовал для своей книги уже ходившее в народе, в духовенстве и среди правительственных чиновников неофициальное наименование Бежецкого и Весьегонского уездов, тем более что карелы к тому времени проживали на территории Бежецкой возвышенности уже более двухсот лет, а примерно за столетие до книги Ф.Н. Глинки – в 1739 году, была открыта Тверская духовная семинария, в которой впервые в обязательном порядке стали обучать карельскому языку священников, направляемых в приходы Бежецкого и Весьегонского уездов.

Но не будем торопить события.

Первые карелы начали переселяться на пустующие земли новгородского пограничья еще в начале XVII века, 400 лет назад, когда в 1617 году по итогам Столбовского мира Русское государство отказалось в пользу Шведского королевства от своих прав на земли Карельского перешейка и Ингерманландии. В течение нескольких столетий карелы компактно заселили весь северо-восток современной Тверской области, и к началу XX века в Тверской губернии уже проживало около 130 тысяч тверских карел. Для сравнения: в границах современной Карелии на тот момент насчитывалось лишь около 80 тысяч карел.

Накануне Первой мировой войны, в 1913 году тверские карелы составляли порядка четверти от общей численности населения Бежецкого и Весьегонского уездов, а также около пятой части всего населения Новоторжского и Вышневолоцкого уездов. Но если в Бежецком и Весьегонском уездах карелы проживали равномерно по всей территории, то в Новоторжском и Вышневолоцком уездах – преимущественно в волостях, прилегающих к Бежецкому уезду. Со времен Ф.Н. Глинки тогда мало что изменилось, и Бежецкий уезд с Весьегонским продолжали оставаться ядром расселения тверских карел.

В составе Российской империи Тверская Карелия переживала беспрецедентный экономический подъем. Каждые 50 лет происходило удвоение карельского населения Тверской губернии, свободные плодородные земли не были исчерпаны даже к началу XX века, неуклонно росло благосостояние тверских карел, что нашло свое наглядное выражение в постройках многочисленных величественных каменных соборов, в том числе по проектам ведущих мировых архитекторов. Так, например, проект величественного Введенского собора в селе Кóзлово Вышневолоцкого уезда в 1803 году разработал выдающийся итальянский архитектор той эпохи с мировым именем Карл Росси. В конце XIX – начале XX века в Тверской Карелии появляется слой предпринимателей, обладающих многосотмиллионными и даже миллиардными состояниями по современным меркам, которые становятся основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной национальной элиты, что создавало реальные предпосылки к появлению через несколько десятилетий в карельских уездах и вообще в Тверской губернии «старых денег». За годы империи в Тверской Карелии складывается устойчивая рыночная экономика, которая получает дополнительный импульс к развитию после строительства на территории губернии судоходных каналов и железных дорог. Вся историческая застройка таких городов Тверской Карелии, как Бежецк, Красный Холм или Весьегонск, была возведена именно в этот период. Российская империя являлась правовым европейским государством, где право частной собственности на землю и имущество было незыблемым, а свобода предпринимательской деятельности поддерживалась отсутствием налогов и ограничений. На протяжении всех трехсот лет, прошедших со времени своего переселения на тверскую землю, карельский народ сохранял верность династии. Таково было в общих чертах положение тверских карел накануне революции 1917 года.

В XX веке история тверских карел сложилась трагически.

Революция, гражданская война, особенно коллективизация и раскулачивание, практически дотла уничтожили прежде цветущий край. В Тверской Карелии уничтожение крестьянства, произведенное местными органами ВКП(б) и НКВД в годы «великого перелома», приняло поистине огромные масштабы. Если, по данным переписи населения 1926 года, в границах Тверской губернии проживало 140 567 карел, то в 1939 году – уже только 119 957 человек. Потери от коллективизации и раскулачивания среди тверских карел составили не менее 20 тысяч человек, или 14% населения. При проведении коллективизации в Тверской Карелии уничтожались хутора, крестьян насильственно переселяли в колхозы, разрушался веками сложившийся быт людей. Самым главным последствием коллективизации и раскулачивания стало отчуждение крестьян от земли и лишение их стимулов к труду, что в долгосрочной перспективе привело, уже в наши дни, к фактическому уничтожению традиционного сельского хозяйства и крестьянства как здоровой основы любой нации.

Но главным ударом для тверского карельского народа стали сталинские репрессии конца 1930-х годов, когда одновременно были репрессированы по так называемому «карельскому делу» практически все представители молодой карельской интеллигенции, а в 1939 году вышел официальный запрет на использование тверского карельского языка в образовании, печати и СМИ, который неукоснительно соблюдался практически до последних дней советской власти. Так тверские карелы практически утратили свой язык и культуру, но сохранили историческую память и этническую самобытность. Сам народ никуда не делся, большинство населения северо-восточных районов Тверской области – исторической территории Тверской Карелии, и значительная часть населения областной столицы являются по своему происхождению тверскими карелами.


С этой книгой читают
Ни для кого не секрет, что уже давно назрела необходимость глубоких и системных реформ российского уголовного судопроизводства и всей системы правоохранительных органов России, которые в массовом сознании прочно ассоциируются с медлительностью и волокитой. Свои рецепты выхода из кризиса даёт автор книги, сам в прошлом офицер полиции.
Новые муниципалитеты и их налоговая самостоятельность, оптимизация структуры местных органов власти и избирательной системы, сочетание прямой и делегатской демократии на уровне муниципалитетов, радикальное перераспределение полномочий в пользу городских и сельских поселений – все эти темы и не только стали объектом самого пристального интереса и, в конечном итоге, их сочетание позволило выдвинуть автору собственный проект системы местного самоупр
Представляем вашему вниманию книгу о коррупции в одном отдельно взятом муниципалитете Тверской области – в Весьегонском районе. Банкротство целого города, развал коммунального хозяйства, расхищение и разграбление ферм и животноводческих комплексов, передача тепловых сетей в аренду за копейки своим людям, распродажа муниципального имущества по цене лома, нападения на местных активистов, примеры неэффективного управления городом Весьегонском и Весь
Создание карельского государства из северо-восточных районов Тверской области, придание карело-финскому языку официального статуса в Тверской Карелии, актуализация исторического опыта Великого княжества Финляндского в современных условиях Российской Федерации – превращение Тверской Карелии в территорию инновационного развития, автор был первым, кто ввёл эти концепты в региональную и федеральную повестку.
Сегодня мы переживаем эпоху глобальной демографической революции, когда человечество переходит к ограниченному воспроизводству. Почему это происходит и к чему ведет это величайшее по значимости событие? От ответа на эти вопросы зависит не только отдаленное будущее, но и подход к решению сегодняшних проблем, в частности к анализу причин и последствий глобального кризиса. В книге в доступной для неспециалиста форме известный ученый излагает свою де
Книга содержит анализ наиболее острых проблем финансового мира начала XXI века, которые не нашли отражения и осмысления в учебниках и научной литературе. Многие из этих проблем, как подчеркивает автор, являются проявлениями гораздо более серьезных проблем, возникающих в сфере геополитики, социологии и антропологии. Большая часть финансового мира сегодня находится в «тени», в работе делается попытка разгадать некоторые тайны этого теневого мира. О
В сборнике представлены эссе и статьи студентов и начинающих исследователей, в фокусе которых разного рода молодежные сообщества – религиозные, культурные, спортивные, интеллектуальные и другие. В молодежной среде первого десятилетия ХХI века произошли серьезные изменения, появились новые культурные и социальные формы выражения молодежных поисков и экспериментирования. Статьи данного сборника посвящены некоторым из них. Книга является первой в се
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать.
Выясняя обстоятельства загадочного самоубийства своего приятеля, жокей Савелий Збруев сталкивается с чередой необъяснимых событий, которые позволяют сделать вывод, что существует незримый заговор. Збруев решает провести частное расследование, чтобы установить, к кому сходятся нити…
Сборник из нескольких сказок, написанных в поэтическом жанре. Любой читатель найдёт для себя что-либо интересное. Рассчитана на широкий круг читателей.
Что может напугать современного человека? Который сидит с попкорном за просмотром ужастика и наизусть знает сюжеты Кинга? Автор сборника заглянул в глубины своего подсознания, достав оттуда корни детских страхов вроде похода к стоматологу, когда наркоз не действует, и взрослых, вроде домашнего насильника, одержимого демоном. От жуткой нечисти до бытовых ужасов, когда не доверяешь себе: сборник хоррор-рассказов Любови Левшиновой «Жесть». Книга сод
О чем я думал 1972 году? Офицер без дела – так может быть. Быть человеком, не быть «солдафоном», не делать из подчиненных «нижних чинов», а уважать в них людей. Да, я «двухгодичник», закончил академию, три года командовал ракетным полком и десять лет преподавал «Тактику» в академии. Командир полка несет полную ответственность за всё, что делается в полку и за весь личный состав полка. Командир обязан делать всё для того, чтобы боевая задача полка