Первым действием Божиим в отношении Его к бытию конечному было сотворение этого бытия. По учению Церкви Бог есть «Творец небу и земли, видимым же всем и невидимым».
Как же учит Откровение о Причине, Виновнике мира?
Уже в первых строках Библии мы находим совершенно ясное и прямое учение об этом предмете. «В начале, – говорится там, – сотвори Бог небо и землю… И рече Бог: да будет свет… да будет твердь… да прорастит земля былие травное… да будут светила… да изведут воды гады душ живых… сотворим человека… – и бысть тако.
И виде Бог вся, елика сотвори, и се добро зело» (Быт. 1, 1-31).
«В начале», то есть прежде, чем было что-либо из относящегося к миру; следовательно, прежде, чем существовало самое вещество мира. «Сотвори Бог», то есть не сам собою произошел мир, а бытие ему дал Бог. Не из готового вещества Он только образовал или устроил его, не из Своего Собственного Существа Он произвел его, но сотворил, то есть не только по форме, но и по всей мировой сущности произвел его единственно творческим актом Своей деятельности или свободной воли.
Этою в самой простой форме высказанною Моисеем мыслию о Боге-Творце мира, можно сказать, всецело проникнуто все Откровение как Ветхого, так и Нового Завета. Везде в нем мы находим одно и то же представление о Боге как о Существе в Себе Самом вполне совершенном, ни от кого и ни в чем не зависимом, как о полнейшем и безусловном Владыке всего мира, в Котором все, что ни существует, безусловно от Него Одного зависит и зависит всецело – и по сущности своей, и по образу своего существования. А такое представление о Боге необходимо предполагает мысль о Нем как о Творце мира.
Так Иов, указывая на изменчивые мировые творения, которые всегда и неумолкаемо свидетельствуют о своей безусловной зависимости от верховной причины, говорит между прочим: «Кто убо не разуме о всех сих, яко рука Господня сотвори сия» (Иов. 12, 9). Словами «рука Господня сотвори сия» ясно обозначается здесь как то, что все существующее в мире безусловно и всецело обязано бытием Одному Господу, так и то, что такое бытие даровано Господом тварям чрез одно творческое действие Его всемогущества.
То же самое повторяет и Псалмопевец, который неоднократно изображает премудрое устройство мира и отсюда всегда мысленно поднимается к Самому Премудрому Создателю и Устроителю неба и земли и всего в них находящегося.
«В началех Ты, Господи, – говорит Пророк-Псалмопевец, – землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси» (Пс. 101, 26–28). Прямо и ясно здесь утверждается то, что все существующее есть дело одних рук Господа, проповедание одного творческого всемогущества Божия. Эту же самую мысль Псалмопевец в других местах прямее выражает так: «Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). Той рече, и быша; Той повеле, и создашася» (Пс. 148, 5).
В книге Притчей ясно указывается и на то, что создание мира было делом от вечности существовавшего в Его уме плана, который выполнен был при творении мира Его Предвечного Премудростию (Притч. 8, 22–31).
А каким образом мысли Божий о мире обратились в действительный мир? На это Екклесиаст дает такой ответ: как нельзя знать «кий путь духа, якоже кости во чреве раждающия: тако не уразумееши дел Божиих, елика сотворит всяческая (Еккл. 11, 5), яко все, еже аще восхощет, сотворит» (Еккл. 8, 3).
Пророк Исайя, обращаясь к своему народу, говорил: «забыл еси Бога создавшаго тя, сотворшаго небо и основавшего землю» (Ис. 51, 13). «Тако глаголет Господь сотворивый небо, Сей Бог показавый землю и сотворивый ю, Той раздели ю, не вотще сотвори ю, но на вселение созда ю: Аз есмь Господь, и несть к тому» (Ис. 45, 18).
А пророк Даниил на вопрос языческого царя, почему он не покланяется Вилу, отвечал: «Понеже не покланяюся кумирам руками сотворенным, но Живому Богу сотворшему небо и землю и владеющему всеми» (Дан. 14,5).
И мы видим самый возвышенный образец веры в лице маккавеянки, которая в своем увещании к терпеливому мученичеству одного из сыновей своих так засвидетельствовала ее в следующих замечательных выражениях: «Молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю, и вся, яже в них, видяще, уразумееши, яко от не сущих сотвори сия Бог» (по греч. «оти экс ук онтон эпиискен анта о фесе») (2 Макк. 7, 28). Здесь ясно выражена мысль, что следует верить в Того, Кто так всесилен, чтобы создать столь необъятный мир со всем, что в нем есть, несмотря на то, что до этого времени ничего не существовало, из чего бы по нашему представлению могло быть что-либо создано. Поэтому слова маккавеянки: «яко от не сущих сотвори сия Бог» выражают собою постоянную библейскую мысль, что Бог создал мир одною силою Своего всемогущества, а не из чего-либо готового.
Новозаветное Откровение во всей силе подтверждает древне-откровенное учение как о создании мира не из какого-либо уже готового материала, так и о создании его единственно творческою силою Божиею, только с присоединением к этому ясного учения об участии в творении мира Сына Божия. Так евангелист Иоанн пишет: «Вся Тем быша, – то есть Словом, Которое искони было у Бога и Самим Богом было, – и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1, 3). Уже словами: «вся Тем быша» совершенно ясно показывается, что все, что ни существует, получило свое бытие всецело от Слова, и что, следовательно, не было какого-либо несоответственного или предвечного, что могло бы послужить материалом при создании мира. Это самое положение еще больше закрепляется и усиливается устраняющими всякое двусмыслие дальнейшими выражениями: «и без Него ничтоже бысть, еже бысть».
Ту же мысль о миротворении имел и апостол Павел, когда в послании к Колоссянам учил: «Яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая» (Кол. 1,16). Эту же самую мысль он еще прямее и сильнее выражает в послании к Римлянам, когда говорит о Боге: «Яко из Того и Тем и в Нем всяческая» (Рим. 11, 36), – то есть причина всего заключается в одном Боге, а, следовательно, неправильно было бы предполагать что-либо существующее независимо от Бога.