1. Обзор основных подходов
Для изучения феномена эволюции свободы в постсоветском обществе мы будем использовать два методологических подхода, которые предназначены дополнять друг друга, – системно-эволюционный и институционально-матричный (цивилизационный).
Основным методологическим подходом нашего исследования является системно-эволюционный подход, который в полной мере соответствует современным естественнонаучным знаниям о развитии живых систем, и ориентируется на новейшую научную теорию глобального эволюционизма. Этот момент представляется нам очень важным, так как современная научная картина мира должна представлять собой непротиворечивое единство естественнонаучного и социально-гуманитарного знания [31;11].
В рамках системно-эволюционного подхода мы будем применять несколько взаимосвязанных теоретических концепций и моделей, которые позволят раскрыть разные аспекты социальной эволюции, и её сложные трансформации в обществах переходного типа, в том числе и российского.
– Исходной методологической концепцией нашего исследования является синергетическая теория, изучающая современное общество как сложную саморазвивающуюся систему, находящуюся в непрерывном динамическом взаимодействии с внешней средой и принципиально открытую к различным изменениям [1;4;20;23]. Эта теория направлена на системный анализ социальных процессов, который допускает нелинейность их развития и направленность на усложнение.
– Эволюционный подход к изучению постсоветского общества предполагает использование эвристического потенциала марксистской формационной теории, которая до недавнего времени доминировала в отечественных социальных науках и использовалась в идеологических целях [24]. Мы нацелены на то, чтобы рассматривать теорию общественно-экономических формаций в контексте последовательного эволюционного развития человечества. При этом возвращение российского общества к буржуазно-демократическому пути развития, от которого оно отошло в 1917 году, является наглядным подтверждением правильности исторической логики классического марксизма [15].
– Существенным дополнением к классической формационной теории будет постмарксистская концепция перехода от «общества выживания» и «обществу самовыражения» известных социологов Р. Инглхарта и К. Вельцеля [8]. Многие современные философы, социологи, политологи, юристы и другие обществоведы опираются на эту концепцию перехода к постиндустриальному обществу как обществу постматериалистических ценностей, и активно применяют её к развитию постсоветского социума [3].
– Социально-эволюционная методология (Ч. Тилли, Н. Луман, Н. Баранов и др.) предполагает диалектическое рассмотрение процессов общественного развития, которое не является непрерывным движением вперёд, к прогрессу, к лучшему. В ходе социальной эволюции могут происходить многочисленные откаты, временные возвраты к прежним состояниям, к архаичным социальным формам и институтам, которые позволяют обществу пережить временные трудности или кризисные состояния [2;12; 27]. Это имеет непосредственное отношение к постсоветскому периоду российской истории и к самой теме эволюции свободы, так как многие отечественные обществоведы отмечают процесс архаизации массового сознания и многих общественных институтов, который начался в 2011 году и продолжается до настоящего времени [22].
– В ходе изучения эволюции свободы постсоветского общества мы также будем использовать теоретическую модель 10 степеней свободы как самостоятельности, разработанную профессором А. Г. Мясниковым [16]. Данная модель предполагает последовательное продвижение человеческой свободы-самостоятельности от физической самостоятельности ребёнка как начальной степени свободы к высшим степеням развития личности – политической, творческой самостоятельности и гениальности. При этом мы обращаем внимание на то, что политическая самостоятельность человека (седьмая степень свободы) должна опираться на пятую и шестую степень, т.е. на экономическую и социальную самостоятельность, без которых политическое самоопределение человека будет поверхностным, случайным и не укоренённым в самой жизнедеятельности человека в конкретном социуме. Поэтому недостаточное внимание современных россиян к вопросам политики вполне объяснимо необходимостью решать насущные социально-экономические проблемы.
– Завершающей теоретической концепцией системно-эволюционного подхода будет классическая теория модернизации как перехода от традиционного (добуржуазного) общества к современному (буржуазно-демократическому) обществу [28; 29; 30]. Несмотря на то, что в современной социально-философской и социально-экономической литературе эта концепция применительно к России часто подвергается критике как «не совсем удачная теория транзита», мы будем на неё опираться с учётом дополнения теоретическими концепциями второго подхода – институционально-матричного или цивилизационного.
Второй подход нашего социально-философского исследования – институционально-матричный или цивилизационный – предназначен дополнить системно-эволюционный подход. Такого рода взаимодополнительность является не случайной, и не искусственным «подтягиванием» методологических оснований, а коренится в общей эволюционной логике изучения разных обществ рационально-логическими и эмпирическими способами. Институциональный (цивилизационный) подход предназначен раскрыть специфику, своеобразие развития различных обществ, тем самым как бы защищая не самые «передовые» (развивающиеся) общества от сравнения с передовыми, ведущими странами «Запада». Но в условиях масштабной глобализации не сравниваться уже не возможно, «железный занавес» давно снят, а искусственно закрываться от всего мира по образцу Северной Кореи, значит, обрекать общество на деградацию.