© Санкт-Петебургский государственный университет, 2020
Предисловие ректора СПбГУ Н. М. Кропачева
Представленный Вашему вниманию первый сборник в серии воспоминаний о Людмиле Алексеевне Вербицкой, конечно, не может вместить в себя упоминание всех граней ее деятельности, описание ее опыта, которым она щедро делилась с учениками, коллегами, с теми, кто был с ней знаком. Уверен, что собранные в этой книге рассказы об общении с Людмилой Алексеевной откроют каждому читателю что-то интересное и неожиданное.
Я сам, хотя и работаю всю жизнь в Ленинградском, а теперь Санкт-Петербургском государственном университете, многое почерпнул из этого сборника. Это новые для меня подробности о жизни Л. А. Вербицкой и о той эпохе в истории Университета, на переломе которой она доказала, что русские женщины обладают не только острым умом, но и недюжинной духовной силой, умением вести за собой.
Не всегда мы с Людмилой Алексеевной сходились во мнениях, порой конфликтовали, но никогда эти разногласия не носили характера личных обид. Всегда и во всем она в первую очередь думала о судьбе Alma mater. Меня до сих пор восхищает, как ей хватало сил быть не только ректором, но и преподавать, заведовать кафедрой, активно вести общественную работу.
Из ректорского кабинета Людмила Алексеевна поднялась еще выше: как президент Российской академии образования она смогла применить свой колоссальный опыт для развития всей системы образования нашей страны. Кому-то может показаться удивительным, но даже мои нынешние научные интересы – исследования правового статуса государственного русского языка, его значения для общественных отношений – были вдохновлены именно ею. Благодаря способности Людмилы Алексеевны заряжать своим творческим оптимизмом многие ее ученики плодотворно трудятся и будут продолжать трудиться в сфере языкознания, а также в смежных областях.
Эта книга – не просто дань памяти выдающемуся человеку, но и маяк для новичков на профессиональном поприще: как обрести силу духа, способность, не подчиняясь обстоятельствам, управлять ими ради достижения значимых результатов, а также как найти свое призвание в жизни, не утратив человечности на пути достижения целей.
Во время работы над первым выпуском стало очевидно, что мы не можем ограничиться одним сборником: за прошедший год поступило много обращений от коллег, выпускников, сотрудников университета, которые спрашивали: «Можно ли написать о том, какую роль сыграла Л. А. Вербицкая в моей жизни?». Мы с удовольствием включим такие воспоминания во второй выпуск и уже направили приглашения выдающимся выпускникам, включая президента РФ В. В. Путина, заместителя председателя Совета безопасности РФ Д. А. Медведева и хотим пригласить Вас, дорогой читатель, присылать свои воспоминания о Людмиле Алексеевне на электронный адрес rector@spbu.рu.
Ю. П. Зинченко. Людмила Алексеевна Вербицкая – президент Российской академии образования
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент Российской академии образования
Людмила Алексеевна Вербицкая возглавила Российскую академию образования в конце 2013 года, в то непростое время, когда в самом разгаре была реформа государственных академий наук. К Российской академии наук уже присоединили медицинскую и сельскохозяйственную академии, продолжались споры о судьбе других отраслевых академий, в том числе и о дальнейшем статусе РАО.
Незадолго до всех последующих событий мне позвонила Людмила Алексеевна с предложением о встрече. Нужно сказать, что уже тогда, как и сейчас, я работал деканом факультета психологии МГУ имени Ломоносова и возглавлял Российское психологическое общество, а Людмила Алексеевна была президентом Санкт-Петербургского государственного университета, деканом филологического факультета СПбГУ, известным ученым-филологом и крупнейшим популяризатором русского языка. Конечно, мы знали друг друга. Мы познакомились в начале 90-х годов, когда я в качестве председателя Студенческого совета МГУ приехал со студентами в Петербург на факультет психологии СПбГУ для участия в совместном психологическом проекте. Тогда я впервые оказался в Санкт-Петербурге, проникся его духом и атмосферой университета, нашел друзей среди универсантов – представителей петербургской (ленинградской) психологической школы. А спустя несколько лет, в 2003 году, я и сам отчасти стал петербургским универсантом: в то время, будучи проректором Московского государственного университета, я не имел права защищать докторскую диссертацию в своем вузе, поэтому защита состоялась в Санкт-Петербургском государственном университете. Тем не менее сферы наших с Людмилой Алексеевной интересов не пересекались настолько, чтобы наше знакомство могло напрямую быть связано с общим делом. Поэтому тот звонок меня немного удивил, но, как оказалось впоследствии, и определил мой профессиональный путь в области образования на ближайшие годы.
На встрече с Людмилой Алексеевной мы говорили о перспективах цифровых технологий, проблемах дошкольников, школьников и учителей и о многих других важных вещах, без которых невозможно развитие современного образования и науки. Речь зашла и о текущих преобразованиях в академической среде. Уже много лет Людмила Алексеевна была академиком Российской академии образования, а я был членом-корреспондентом, но оба мы на тот момент имели достаточно общие представления об организации работы академии. В конце нашей беседы Людмила Алексеевна поделилась со мной своим намерением баллотироваться на пост президента Российской академии образования. Эта должность была вакантной.
«Юрий Петрович, я сейчас не знаю, как ситуация будет складываться дальше. Поддержат ли меня коллеги, присоединят ли академию к РАН или случится что-то такое, чего мы совсем не можем предугадать. Но мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами вместе поработали над будущим нашей академии. Соглашайтесь!» – в привычной ей оптимистично-напористой манере предложила Людмила Алексеевна.
Все, за что ни бралась эта удивительная талантливая женщина, обязательно получалось! В октябре того же года на общем собрании РАО большинством голосов Людмила Алексеевна Вербицкая была избрана президентом Российской академии образования. Спустя некоторое время удалось сохранить самостоятельность Российской Академии. Людмила Алексеевна подчеркивала: «Российская академия образования – самая важная. Без школьного образования никаких других академий быть не может». Несмотря на это, в ходе часто упоминаемой мной реформы многие научные институты РАО были переданы в ведение Министерства образования и науки, часть из них были объединены, изменили свой статус и оставались в тесной связи с академией. Наступало время непростых перемен.