Существование Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина) является важным фактом признания государством высокой значимости вопроса продовольственной безопасности, а сам документ можно охарактеризовать как правильный и разумный. Однако содержание информационного пространства, формирующее не только массовое общественное сознание, но и в известной мере поведение государственных чиновников, с положениями Доктрины почти не перекликается. В этом пространстве можно выделить два основных потока. Первый, положительный – это победные реляции о создании новых современных сельскохозяйственных предприятий, что в принципе хорошо, но не должно создавать иллюзий того, что все проблемы и задачи, поставленные в Доктрине, успешно решены. На самом деле проблем и задач еще очень много. Второй, негативный и гораздо более мощный информационный поток, наоборот, настойчиво запугивает население и государственных чиновников (а поскольку СМИ в большей части контролируются государством, выходит, что оно запугивает само себя) некими угрозами. Эти угрозы, как правило, не содержат научно обоснованного пояснения, но носят резко выраженный эмоциональный характер, часто превращаясь просто в категорические фанатичные утверждения: «Это плохо, это страх и ужас, это очень опасно! Бойтесь!» Причем даже не предлагается никаких разумных решений для борьбы с преподносимыми страхами и ужасами – просто запретить. Детальное же рассмотрение этих угроз в подавляющем большинстве случаев показывает, что они представляют собой в худшем варианте специфические отраслевые проблемы, которые должны обсуждаться только в узком кругу специалистов.
«Ты есть то, что ты ешь» – эта простая фраза Гиппократа подчеркивает исключительную важность наших знаний о пище. Однако знания подавляющего большинства обывателей в лучшем случае ограничены кулинарией и диетами. А представления среднестатистического гражданина о сельском хозяйстве – отрасли, которая, собственно, и производит то, что превращается в нас, – весьма и весьма смутные, не всегда имеющие отношение к реальности. В современном обществе, где информационные потоки множатся в геометрической прогрессии, играя уже не образовательную, а дезориентирующую роль, отсутствие или недостаток знаний порождают страхи, неуверенность и неадекватную реакцию. Мало нам проблем в политике, экономике и других областях жизни – так еще и с регулярной частотой появляются «сенсационные» сообщения о безумных ученых, зачем-то пересадивших ген скорпиона в пшеницу, о заговорах международных корпораций, пытающихся сжить со свету человечество ради высокой прибыли, и прочих ужасах. В качестве ответной реакции на «девятый вал» дезинформации уже возникают полурелигиозные секты и общественные организации, отважно сражающиеся с несуществующим врагом и призывающие вернуться в «лоно природы», т. е. уйти в леса собирать орехи и ягоды. А далее в игру включаются и более серьезные силы: правительственные чиновники с большим удовольствием начинают «регулировать» то, о чем они не имеют ни малейшего понятия.
Недостаток знаний – вот это действительно реальная проблема, и недаром в Доктрине совершенно справедливо указано, что для противодействия угрозам продовольственной безопасности в числе прочего необходимо «преодоление <…> дефицита квалифицированных кадров».
Основной задачей при подготовке данного обзора стала попытка внести в информационное поле немного здравого смысла, пояснить сущность наиболее популярных в общественной пропаганде угроз, показать, что они не являются тем, за что выдаются. Кроме того, вкратце затронуты некоторые важные вопросы, имеющие непосредственное отношение к продовольственной безопасности. Все обсуждаемые здесь темы касаются только производства в сельском хозяйстве. Состояние же пищевой промышленности и угрозы, возникающие в процессе переработки сельскохозяйственной продукции в пищу, должны оценивать специалисты в этой отрасли, медики. А обсудить здесь есть очень много чего.
Трезвая, объективная оценка реальной ситуации поможет высвободить внимание и время для действительно важных задач, которых стоит немало перед каждым человеком.
ГМО: угроза «мыльного пузыря»
Из всех потоков дезинформации наиболее интенсивным на данный момент, по-видимому, является посвященный ГМО. А на самом деле технология ГМО является частным методом селекции (одним из многих), который стоит обсуждать только в узком кругу специалистов.
Информационную ситуацию с ГМО можно описать в нескольких фразах: с одной стороны, ужасы типа «ген скорпиона в пшенице», «монстры и химеры» с откровенными намеками на то, что и человек может в них превратиться, если будет потреблять ГМ-пищу, да еще и намеки на происки зловредных иностранных корпораций, заговоры «мирового правительства». С другой стороны, при попытках разобраться и получить достоверную информацию о вреде ГМО невозможно найти ничего, кроме «А вдруг где-то там кто-то чего-то как-то не совсем так, да и мало ли что!». Туманные намеки и «Мало ли что!» остаются главными аргументами противников данной технологии.
Можно начать с того, что сам термин «ГМО» («генетически модифицированный организм») является некорректным в его широко принятом в настоящее время использовании. Генетически модифицированными, т. е. генетически измененными по сравнению с родительскими формами, являются все живые организмы, возникшие в результате полового размножения. Вполне естественно, что у потомства происходят весьма существенные генетические изменения благодаря рекомбинации ДНК родителей, и пока это ни у кого не вызывало беспокойства. Более корректным был бы термин «ГИО» («генно-инженерный организм»), поскольку именно генетическая инженерия своими специфическими методами создает те организмы, о которых идет речь. Такой подход к термину можно было бы посчитать формальной придиркой, но именно некорректное или не совсем корректное, полукорректное использование терминов, предусматривающее дополнительные разъяснения, которые никто никогда не делает, становится основой наукообразного мракобесия, поражающего массовое сознание общества. Кстати, те организмы, которые появляются в результате не полового, а вегетативного размножения, являются клонами, поскольку в них полностью копируется генетический материал родителя. Реально окружающие нас клоны – это, например, садовые деревья, размножаемые черенками, некоторые виды насекомых и т. д. Базируясь на общепринятом подходе к использованию терминов, можно заявлять, что нашу планету населяют исключительно ГМО и клоны! Так, изначально даже слегка искаженная подача обыденных фактов и терминов может стать поводом для дезинформационной истерии.