Маршрут: Галич – Крылос – Ивано-Франковск
Ивано-Франковская область уже в Евросоюзе? Дорожный указатель на подъезде к городу продублирован приметной табличкой с синезвездным флагом ЕС. Проезжая мимо евроинтеграционного креатива местных депутатов, машина подпрыгивает на очередной колдобине. Судя по состоянию дорог, Прикарпатье пока не стало ближе к Европе, хотя и опережает по этому показателю соседнюю Львовщину.
Дорога:
Шесть сотен километров от Киева до Ивано-Франковска можно преодолеть по нескольким альтернативным маршрутам, каждый из них имеет свои недостатки. На этот раз мы ехали по латаной-перелатаной трассе Н-09 с рогатинского направления. Позади остались памятник уроженке Рогатина Насте Лисовской, больше известной миру как турецкая султанша Роксолана, а также апокалиптическая туча смога над трубами Бурштынской ТЭС, одной из крупнейших тепловых электростанций Украины. Впереди мост через реку Днестр, которая рассекает Ивано-Франковскую область на две неравные части. Здесь скучные равнины Ополья, а там, за рекой – многообещающие предгорья Карпат. Со всех концов Украины зимой туда тянутся вереницы легковых машин, груженные лыжным скарбом.
Галич: вторая линия обороны
Бронзовый князь Даниил Галицкий, пряча в складках плаща обнаженный меч, подозрительно поглядывает с коня на горожан, прохаживающихся по центральной площади Галича. Явно не доверяет местным жителям после того, как постоянно интриговавшие галицкие бояре в 1230 году устроили заговор и чуть не отравили молодого правителя. Лишь спустя 15 лет он окончательно утвердился в Галиче, объединив в своих руках огромное Галицко-Волынское княжество. Маневрируя по коротеньким улочкам нынешнего райцентра, трудно представить, что в период расцвета это был один из трех крупнейших городов Руси. Былые масштабы можно оценить разве что по макету возле церкви Рождества (XIV в.).
Археолог Игорь Креховецкий замечает мой вопросительный взгляд и говорит, что в княжеские времена это было всего лишь портовое предместье, а центр города находился среди холмов с противоположной стороны от рядов городских кварталов и искрящегося изгиба реки.
Я стою на горе возле реконструированной башни Старостинского замка с двумя научными сотрудниками заповедника «Древний Галич» и охранником. Мы говорим о перспективах застопорившейся реставрации памятника архитектуры.
По словам Игоря Креховецкого, сейчас заповеднику едва хватает денег на выплату зарплат. Какая там реставрация! Даже археологические раскопки преимущественно проходят за счет спонсорской помощи немецких коллег. Впрочем, каждый сезон дарит археологам новые открытия.
Игорь увлеченно рассказывает, как на западном склоне горы случился оползень и открылось множество фрагментов керамики, железные гвозди, остатки кирпичной кладки. Когда исследовали террасу на территории этого обвала, нашли следы бастионных укреплений XVII века. Известно, что Старостинский замок построил в 1658 году галицкий староста Анджей Потоцкий на основе древнерусской припортовой крепости. Раньше считалось, что замок был простой треугольной формы, но исследователи выдвинули версию, что на террасе находилась вторая линия обороны!
Белые хорваты
До X века территория нынешних Галичины и Волыни была известна как Белая Хорватия, а ее жители и гораздо позже называли себя белыми хорватами. Это был родственный славянам племенной союз со своим малоизученным государственным устройством, большими городами и собственной культурой. После присоединения их земель к Киевской Руси князем Владимиром Великим белые хорваты смешались со славянами, однако именно их считают предками современных галичан.
Шевченково: каменная летопись
Сгустившийся туман резко усложняет ориентацию в пространстве. Говорят, здесь повышенная влажность – обычное явление: близость реки и амфитеатр холмов создают какой-то особо сырой микроклимат. Полагаюсь на подсказки наших проводников и примечаю ориентиры по дороге: мост через Лукву, памятник Хмельницкому, часовенка, памятный крест…
Из тумана проступает призрачный силуэт массивного храма, в архитектуре которого переплелись черты староукраинского и романского стилей – почти никакого внешнего декора, кроме орнаментальной резьбы главного портала. Перед нами единственное полностью сохранившееся сооружение домонгольского Галича – церковь Св. Пантелеймона XII века.
Здание сложено из тщательно подогнанных друг к другу тесаных белокаменных блоков. Этим галичский храм отличается от своих киевских и черниговских ровесников, которые в те времена строились из плинфы (плоских кирпичиков).
Все здание по периметру покрыто бесчисленными рисунками и надписями. В основном это кресты разных форм, но есть также изображения лошадей, каких-то зданий, абстрактные фигуры, изредка надписи на старославянском или латыни. Некоторые можно датировать – по ним археологи изучают историю Галича. Так, одна из надписей гласит, что церковь основана до 1194 года галицко-волынским князем Романом Мстиславичем и названа в честь его деда, киевского князя Изяслава, христианское имя которого Пантелеймон.
Расцветающий крест
Среди многочисленных рисунков храма Св. Пантелеймона самым выразительным считается расцветающий крест – раннехристианский символ победы жизни над смертью. Его можно увидеть и на гербе современного Галича.
Церковь Святого Пантелеймона
Крылос: могила отца-основателя
Мы подъезжаем к центру Княжьего Галича. Археолог Олег Мельничук рассказывает, что здесь была сложная система оборонительных сооружений из нескольких рядов мощных валов.
Поднимаемся на Крылосскую гору, что в пяти километрах от нынешнего Галича, напротив музея народной архитектуры. Самое высокое место на городище отмечает курган Га́личина могила. По легенде, здесь похоронен отец-основатель города – князь племени белых хорватов Галица. Внутри археологи не так давно обнаружили символическое захоронение знатного варяжского воина X века: погребальную ладью, скандинавский меч скрамасакс, позолоту от щита, топоры и др. В летописях упоминается «инаугурационный» ритуал восхождения новых князей на Га́личину могилу. В сознании народа такие традиции хранятся долго.
Олег Мельничук родом из Крылоса, окончил Косовский художественный техникум. И в 1994 году стал сотрудником Национального заповедника «Древний Галич». Особенно гордится Олег раскопками остатков большого княжеского дворца на территории детинца.