1.1. Понятие и признаки систем
В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». Л. Берталанфи под системой понимал совокупность (комплекс) элементов, вступающих во взаимодействие, а также выделил открытые и закрытые системы. Данное определение является не совсем точным, поскольку не во всякой системе существует взаимодействие между элементами (например, книжный каталог). А. Холл и Р. Фейджин определили систему как совокупность элементов, между которыми имеются не взаимодействие, а отношения между объектами и их атрибутами (свойствами). Однако и это определение не точно, поскольку в данном случае под системой понимается любое сочетание элементов.
Некоторые авторы утверждают, что к системам относятся, например, «неорганизованные совокупности» и примером может служить даже «любая куча камней, случайное скопление людей на улице»; исходя из данной логики, последствия стихийных бедствий также представляют собой систему. В действительности всё это называется хаосом, и бессмысленно говорить об определённой упорядоченности неорганизованных систем.
А. Акофф и Ф. Эмери выделили «целенаправленные» и «целеустремлённые» системы. Первые, по их мнению, ведут себя как запрограммированные роботы (в качестве примера приводятся холодильник, дома, самолёты и т.п.) – технические, сложные системы. Ко вторым, целеустремлённым системам они относят «людей и животных, университеты и больницы», так как они «изобретательны и динамичны, поскольку их цели и способы выбора цели меняются со временем». Налицо явное смешение естественных (человек и животные) и искусственных систем: например, какие цели выбирают дома или больницы?
В настоящее время определились два основных подхода к формулированию понятия «система»: 1) указание её целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.
В.А.Якунин обосновал несостоятельность второго подхода [17]. Несостоятельность заключается в том, что существует принципиальное отличие множества от системы: при формировании множества исходными являются элементы, а для системы генетически первичным является признак целостности. Для системы элементы заранее не задаются, они выбираются самим исследователем. Причём каждый объект допускает возможность различных его сечений в соответствии с определёнными критериями. Вместе с тем оба подхода имеют общий признак: идею взаимодействия множества частей, элементов и интеграцию их в целое.
Наиболее точное определение понятию «система» даёт Т.И.Шамова [16]: — это целеустремлённая целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.
Основные признаки объектов, которые можно отнести к системам [1]:
1) наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент – это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в её рамках. Минимально допустимое число элементов в системе – два;
2) наличие структуры, т.е. определённых связей и отношений между элементами. Связь – это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами и между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы;
3) наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность – это результат, получаемый от взаимодействия элементов;
4) наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных её компонентов;
5) целеустремлённость системы. Каждая система создаётся для достижения определённой цели. В связи с этим функции её компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем.
6) наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах: а) во взаимодействии с внешней средой (среда – это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную, природно-экологическую среду); б) во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка;
7) наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и её компонентах.
8) наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремлённость, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков.
Среди перечисленных признаков выделяются те, что определяют уровень целостности (качество) системы, который зависит от: а) целеустремлённости, т.е. связи всех элементов с целью; б) полноты набора компонентов; в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы; г) полноты функционирования всех элементов системы.
По мнению В.П.Симонова [11] все системы делятся на суммативные (интегративные) и деятельностные. Суммативные системы – это упорядоченность чего-либо или определённая последовательность (структура). Данные системы не имеют единой структуры и определённого количества компонентов (например, систематический книжный каталог, автомобиль, компьютер, любое слово, получаемое вследствие упорядочения последовательности определённых знаков и т.п.). Деятельностные системы – это взаимодействие как минимум двух компонентов, приводящих к появлению нового качества. Все системы данного вида имеют абсолютно одинаковую структуру (цель – результат, субъект – объект (второй субъект), содержание и способы деятельности).
Суммативная (интегративная) система (структура) всегда первична и представляет собой составную часть всякой деятельностной системы. Следовательно, в основе любой деятельностной системы лежит определённая структура, а сложная суммативная система может состоять из целого ряда самостоятельных суммативных и деятельностных систем (например, система образования страны, учебные занятия как взаимодействие преподавателя и обучаемых, трудовой процесс как взаимодействие человека с каким-либо объектом или субъектом и т.п.).