Я верю, что жизнь начинается с утра. В окно пробиваются утренние золотые лучи солнца. Или за окном медленно опускается белый поток снега. Даже если там едва брезжит свет ноябрьских сумерек.
Жизнь начинается с утра.
Что происходит с нами утром? Резко ли мы вскакиваем под звуки внутренней тревоги или плавно скользим из ночного царства сна? Сколько времени перед выходом на работу или первым делом? Хватит ли его, чтобы успеть сделать все утренние ритуалы, не торопясь? Есть ли у нас силы насладиться этим временем? Есть ли у нас шанс заметить красоту наступления нового дня? Какой темп утренней рутины ежедневных сборов? Когда появляются дети, семья, новая работа или иные обстоятельства – условия для сохранения плавности усложняются. Хорошо, если мы успели к этому подготовиться и потренировались. А если нет? И возможна ли эта подготовка?
Жизнь начинается с утра. Остальная часть дня сохраняет инерцию утра. Утро создаёт темп и ритм.
Эта книга написана утром. Утром длиной в три с половиной года.
Эта книга не попытка кого-то чему-то научить или навязать мнение. Прежде всего, это разговор с самим собой. Разговор, наполненный открытиями, исследованиями, признаниями и заблуждениями – всем, чем наполненная наша жизнь. Это попытка чему-то научить самого себя. Через осознания, тело, медитации. Если это принесет пользу хотя бы одному человеку, прочитавшему эту книгу – я буду искренне рад.
Читай эту книгу с любого листа, пиши свою жизнь вместе со мной, задумываясь о главном и вечном. Познавай себя ежедневно. Попробуй станцевать своё следующее утро чуть более гармонично, чем сегодня. Почувствуй, как это работает.
⠀ ⠀ * * *
Умные мысли сегодня никакие голову с утра не посетили, чему крайне рад.
Потому как эти самые умные мысли (а каждый человек по умолчанию считает каждую свою мысль умной) и являются основным препятствием и сложностью в естественном восприятии жизни.
Вот только порадовался, и тут же какая-то мысль в голову ворвалась. Ну, ничего, это мы ещё поглядим, кто кого.
Вот бы встретить человека, который забыл все свои мысли.
Может быть, это ты?
Мотивация – понятие, вымышленное современным человеком, живущим в мире иллюзий. Придуманное, кстати, умными людьми, чтобы зарабатывать на этом деньги.
Человека, живущего в реальности, никогда не нужно было мотивировать, чтобы охотиться – он выживал.
Человека не нужно было мотивировать, чтобы становиться богаче – он накапливал ресурсы.
Мужчину не нужно было мотивировать, чтобы добиваться женщину – это было проявлением его инстинкта.
Сейчас охоту заменили гипермаркеты с фастфудом, создавая иллюзию изобилия.
Реальное богатство заменили игры с монетками и кредитование, создавая иллюзию обогащения.
Покорение женщин заменила порнография, создавая иллюзию удовлетворения.
Поэтому было придумано понятие «мотивации», чтобы всё же заставлять человека вставать с дивана хоть иногда.
В действительности, какая бы мотивация у человека ни была, как бы он себя ни «заряжал» – между любым «хочу» и «сделаю» всегда будет огромная пропасть. Так заложено в работе мозга и в естественной экономии энергии. И, усиливая сторону «хочу», ты растишь одну гору, но к другой горе не приближаешься. Потому что это «хочу» можно реализовать разными путями.
Чтобы действительно делать – нужен крепкий мостик. И этот мостик лежит в разделе ума. И чтобы этот мостик построить, нужно сделать определённые хитрые действия в уме. И так же, как иллюзия обманывает наш мозг, подменяя искусственным настоящее, так и мы можем умелыми приёмами повлиять на мозг в нужную нам сторону.
А самым умелым методом развития силы своего ума была и будет медитация.
Тело зовёт каждого. Тело тоскует. Оно говорит:
«Взгляни на меня! Почему ты не смотришь на меня?
Почему ты так занят мыслями, планами, фантазиями?
Почему ты так отдалился от меня?
Ты считаешь меня своим ограничением, темницей, тормозящей и отнимающей время.
Ты продолжаешь задавать мысленные вопросы и пытаешься найти на них мысленные ответы. Зачем?
Ты тревожишься, злишься, боишься своих же умонастроений. Зачем?
Пойдём туда вместе!
Взгляни на меня.
Во мне есть ответы. Да, они звучат иначе, чем ты привык.
Но я никогда не обману тебя. Не заведу в тупик и не запутаю. Это всё может сделать ум. Но не я. Доверься мне!
Я буду честным с тобой. Я подарю тебе силу.
О, это очень мягкая сила, но она даст тебе ключи к бесстрашию и бессмертию. Со мной ты станешь свободен. Каждая моя клетка, каждая частица содержит ответы.
Я – лучший проводник, который тебе доступен.
Я – твой учитель. И я тоскую по тебе.
Взгляни же на меня!»
По мере распространения популярности психотерапии, а также популярности практик осознанности и различных техник светских медитаций люди поневоле стали сравнивать медитацию в целом с психотерапией и психологией.
Казалось бы, и психотерапия, и медитация являются актом самопознания человека. И то, и то развивает, что в психологии называется «наблюдателем», а в науке называют интроспекцией. То есть способностью замечать свои мысли, чувства, эмоции, ощущения как отдельные объекты.
Но ключевая разница заключается в целях и достигаемом объёме.
Психотерапевт подсвечивает в человеке определённые области, ранее незаметные для человека, связанные с его травмирующим опытом и прошлыми шаблонами. Помогает научиться человеку их замечать и распознавать самостоятельно. Постепенно освобождая человека от ограничений, вызванных травмами. Делая его психологически свободнее. И создавая ощущение, что человек все более и более знает себя, других людей и жизнь (что отчасти так и есть).
Вот только он остаётся в психологической плоскости и психологических парадигмах. И начинает все расценивать через эту призму.
Медитация же (не современные практики майндфулнес и светские медитации, а аутентичные, древние традиции) призвана не только успокоить человека, не только развить в нем осознанность и способность замечать происходящее внутри и снаружи. Основная цель медитации – познакомить человека с его природой. С тем, что находится за пределами психологии. За пределами мыслей, чувств, эмоций, моделей поведения, социума. Окунуть его совершенное в другой способ восприятия происходящего и реальности в целом.
Медитация, способная расширить объём человека до объёма мира. Освобождая его не только от травмирующих опытов, но и от самого «я» в целом. Опытный созерцатель способен видеть не только всё, что происходит в его психике и теле, но и видеть процессы более тонкого порядка.