Александр Васькин - Узнай Москву. Исторические портреты московских достопримечательностей

Узнай Москву. Исторические портреты московских достопримечательностей
Название: Узнай Москву. Исторические портреты московских достопримечательностей
Автор:
Жанры: Путеводители | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Узнай Москву. Исторические портреты московских достопримечательностей"

Знаем ли мы Москву? Немало тайн и секретов хранят дома и улицы нашей столицы.  В новой книге известного писателя и историка Александра Васькина они сами расскажут нам свою яркую биографию. Это книга-экскурсия, книга-путеводитель. Дворец Юсупова и Консерватория, Университет на Моховой и Елисеевский магазин, Благородное собрание и Ярославский вокзал,  гостиница «Москва»  и  Воспитательный дом, усадьба Измайлово…  За каждым из названий – судьбы многих людей: монархов и вельмож, архитекторов и художников, писателей и ученых, артистов и меценатов, исторических личностей и простых обывателей. Книга погружает читателя в глубины отечественной истории и культуры,  читается легко и интересно.

Александра Васькина не зря называют Владимиром Гиляровским нашего времени и продолжателем славных традиций Михаила Пыляева и Петра Сытина. Автор более тридцати книг, в своих произведениях он не просто обаятельно и интересно рассказывает о старой Москве, но и погружает нас в глубины отечественной культуры, истории и литературы. Порою его книги читаются как остросюжетные детективы – настолько неожиданными становятся для читателя сообщаемые автором те или иные исторические факты.

Книги Александра Васькина по достоинству оценены читателями и знатоками, о чем свидетельствуют присужденные автору награды – Горьковская литературная премия, премия «Сорок Сороков» за лучшую книгу о Москве, диплом премии «Просветитель», конкурсов «Лучшие книги года», «Моя малая родина» и многих других.

Бесплатно читать онлайн Узнай Москву. Исторические портреты московских достопримечательностей


Серия «История – это интересно!» основана в 2009 году

Дизайн – Александр Зарубин

1. Дворец Юсуповых – драгоценная шкатулка, приносящая несчастье

Сокольничий охотничий дворец для Ивана Грозного – «Ты меня уважаешь? Тогда пей!» – Караси с бараниной, зайцы в лапше, жаворонки с луком, а Кремль на десерт!Огородная слобода: дедка за репку – Барон Шафиров: от сумы до тюрьмы – Граф Петр Толстой – Палаты Волкова – Проклятие рода Юсуповых: тени богатых предков – Последний екатерининский вельможа Николай Юсупов – Скупой миллионер – А.С. Пушкин: «У Харитонья в переулке» и «Мой Юсупов умер» – Волшебные сады Черномора – Театр Юсупова – Работный дом – Человек с тройной фамилией Юсупов-Сумароков-Эльстон – Клад в старинных палатах: золото-бриллианты и скрипка Страдивари – Подземные ходы древней Москвы – Вавилов и Лысенко: «Живое – почему оно живое? Потому; что оно жреть» – Второе рождение памятника


Любуясь этим удивительным зданием, трудно не поверить в древнюю историю о том, что частым гостем в здешних местах был сам Иван Грозный. А если точнее – не гостем, а хозяином. Царь любил не только пускать кровь своим рабам (а затем разбивать лоб в молитвах об упокоении их невинных душ), переписываться с Курбским, играть в шахматы, сочинять музыку и хвастать перед иноземными послами своими несметными сокровищами. Имелось у него и еще одно увлечение, так сказать, хобби – он обожал охотиться. Обширные охотничьи угодья окружали когда-то Москву, дичи всякой было в них видимо-невидимо. Медведи, кабаны, олени, лоси, зайцы, лисицы водились в сосновых да еловых кущах, что простирались от теперешних Красных Ворот до Сокольников. Времени на ловитву (таково старинное название этого давнего обычая и увеселения) Иван Грозный не жалел, пропадая на охоте по две-три недели и отдыхая душой, особливо если удача способствовала сему занятию. Порою в организации охоты участвовало до сотни человек, которые должны были не только загнать или затравить побольше несчастных животных, но и доставить царю удовольствие, ублаготворить его больной и повышенный интерес к жуткому процессу смертоубийства. В этом чувствовалась и определенная логика – чем больше потешится государь на охоте с медведями, тем меньше сил останется у него на своих подданных. А медведей Иван Васильевич и вправду любил, выделяя косолапых среди прочего зверья. Бывало, после сытной пирушки посадит к голодному медведю в клетку какого-нибудь случайно подвернувшегося под руку боярина, а потом смотрит – как любопытно!

В конце дня, насыщенного впечатлениями от такой охоты, ну как же царю не отдохнуть? Не в избе же ему ночевать! Вот и выстроили для Ивана Грозного Сокольничий охотничий дворец. А почему именно в этом месте – опять же объясняет легенда. Будто бы царь, проезжая через дремучий лес, неудачно задел головой сосновую ветку, от чего шапка его соболья упала наземь. Разгневался государь, оглядываясь, кого бы еще вздернуть на дыбе, и немедля приказал… всего лишь вырубить лес, а на его месте поставить загородную резиденцию для отдыха и прочих излишеств. Строили каменные палаты те самые Барма и Постник, кто якобы были ослеплены благодарным царем в награду за храм Василия Блаженного на Красной площади. Но если охотничий дворец был возведен уже после храма, то получается, что зрение у них все-таки сохранилось (или у него – есть мнение, что это и вовсе был один человек, которого так и звали – Барма Постник). Такая интересная историческая «загогулина» получается. «Любовь» народа к царю была настолько сильной, что вынуждала его нередко передвигаться по Москве исключительно по подземным ходам. Похоже, что наш древний город был раем для крыс и кротов – подземные дороги пересекали его вдоль и поперек. Археологические раскопки XIX–XX веков позволили обнаружить немало подземных ходов, ведущих в основном из Кремля на территорию Китай-города и Белого города. Подземный ход из Сокольничьего дворца обладал наибольшей протяженностью, позволяя царю быстро и незаметно добираться до Кремля, а также до городских застав. Любил Иван Васильевич появляться перед своей челядью как снег на голову, тем самым разоблачая ее возможные преступные замыслы уже на раннем этапе. «Царь тут!» – кричали тогда удивленные стольники, спальники и прочие чиновники царской администрации.

Приписывают Грозному и еще одну привычку – якобы подземный ход имел несколько выходов в районе московских торжищ, где постоянно толпился народ. И вот обрядится царь-кормилец в простолюдина, вылезет где-нибудь на Ленивом Торжке и давай слушать, что народ судачит про его миролюбивую политику. А потом так же неприметно шасть – и в подземный ход, убирается восвояси. А на следующий день, глядишь, и застучали топоры на плахе. Так зарождалась отечественная социология.


И. Грозный убивает боярина И. Федорова-Челяднина. Фрагмент картины Н. Неврева «Опричники», 1904


Ивану Грозному пришелся по сердцу охотничий дворец, он приезжал сюда с опричниками, устраивал пляски с оргиями (преимущественно в мужском обществе), заставляя соратников обряжаться, в том числе и в женские наряды. И судя по тому, сколько невинных душ погубил царь, подземные ходы дворца ему весьма пригодились бы в случае «цветной революции», особенно те, что вели к выходу из города.

Нередко свой неправедный суд царь чинил во время пира. Так случилось, в частности, с вяземским дворянином Митневым, который, будучи на дворцовом пиру, не побоялся упрекнуть Грозного в чинимых им зверствах: «Царь, воистину яко сам пиешь, так и нас принуждаешь, окаянный, мед, с кровию смешанный братии наших… пити!» Опричники убили Митнева тут же, по приказу царя. А могли и просто отравить, дав чашу с вином.

Но иногда Иван Васильевич был милостив. Как-то на свадьбе своей племянницы Марии Старицкой с датским принцем Магнусом он не только пустился в пляс сам, но и заставил танцевать с ним молодых иноков. Правда, музыка была не вполне подходящая – напев псалма святого Афанасия. Поощряя молодежь, он отбивал такт по их головам своим царским жезлом (тем самым, которым он «приложил» своего сына).


Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного. Фрагмент картины К. Маковского, 1880-е годы


Пили на пирах до потери сознания. В этом и упрекал царя первый политический эмигрант Курбский: «Хвалишься ты в гордости своей в этой временной и скоро преходящей жизни, измышляя на людей христианских мучительнейшие казни, к тому же надругаясь над ангельским образом и попирая его, вместе со вторящими тебе льстецами и товарищами твоих пиров бесовских, единомышленниками твоими боярами, губящими душу твою и тело».

Случалось, если какой-либо боярин уже и мочи не имел к дальнейшим возлияниям, то царь очень серчал на него, спрашивая: «Ты меня уважаешь? Тогда пей!» Как-то он приказал боярам пить без остановки из своей царской чаши. Они упились так, что «как почали прохлажатися и всяким глумлением глумитися: овии стихи пояше, а ови песни воспевати… и всякие срамные слова глаголати», как отмечал летописец. Тогда царь велел писцам записывать их пьяные и срамные речи, а утром показал им, «и они сами удивишася сему чюдеси». Этим все и окончилось к общему счастью – редкий случай!


С этой книгой читают
Новая книга Александра Васькина посвящена главному театру нашей страны – Большому и охватывает более чем столетие, начиная с эпохи Федора Шаляпина. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли – эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги. Жизнь знамениты
Новая книга Александра Васькина рассказывает о том замечательном времени, когда наша страна считалась не только самой читающей в мире, но и самой пишущей. Ибо ни в одном другом государстве не проживало столько официально признанных писателей – почти десять тысяч человек: поэты, прозаики, драматурги, сценаристы, переводчики, критики… Жизнь советских писателей была чрезвычайно увлекательной и насыщенной – они работали в домах творчества, лечились в
Книга известного москвоведа Александра Васькина посвящена сталинской архитектуре и ее конкретному воплощению – так называемым сталинским высоткам Москвы. От «освоения классического наследия» Древней Греции и Античного Рима, через «использование традиций русского национального зодчества» до борьбы с «украшательствами и излишествами» – такой извилистый путь прошла советская архитектура всего лишь за несколько десятилетий прошлого века, которые прин
Новая книга Александра Васькина погружает читателя в удивительный и чарующий мир пушкинской Москвы, позволяя совершить увлекательную прогулку по родному городу поэта. Мы побываем на Тверской и Большой Никитской, на Покровке и Поварской, на Арбате и Мясницкой и еще по многим другим адресам, помнящим Пушкина. Кроме, собственно, интереснейшей экскурсии по Москве девятнадцатого века, которой является книга, она дает ответы и на множество волнующих во
Дискус Медиа представляет карманный путеводитель по итальянской столице и ее окрестностям серии Nelles Pockets немецкого издательства Nelles Verlag.В книге подробно описываются история и достопримечательности Рима, приводится обновленная информация о работе музеев, ресторанов и других учреждений туристической индустрии. Отдельные главы посвящены римской (не путать с итальянской вообще!) кухне, культурной жизни и прочим особенностям жизни и времяп
Столица Каталонии старше Мадрида и считает себя культурной столицей Испании. Ее камни помнят римлян, мавров и королей средневековья. Но город живет не только прошлым. Это и олимпийская столица 1992 года, и центр современного искусства и, конечно, город Гауди. Дома-драконы, дома-грибы, скамейки-змеи и до сих пор растущий, невероятный «грешный храм Святого Семейства» – вот что снится тем, кто побывал в Барселоне.Исторический обзор приводит важнейши
Часть античного мира, накрытая мусульманской чадрой, лик Азии, обращенный к Европе, вот что такое Турция. Легенды, которые мы читали в детстве, здесь оказываются чистой правдой. В причудливую мозаику турецкой истории вплетаются киликийские пираты, персидские цари, османские султаны и Никола Мирликийский (он же Санта Клаус). А для тех, кто живет настоящим, всегда есть теплое море, горы и неумолкающий восточный базар.Исторический обзор приводит важ
Почему на Кипр? Остров, где родилась из пены Афродита, а еще раньше из глины и камня лепили хижины наши первобытные предки, сейчас разделен на два разных мира. Вы можете увидеть и один, и другой. Часовни, мечети и крепости на фоне бесстрастных гор и песчаных бухт расскажут вам, что это лишь эпизод в длинной и беспокойной истории средиземноморского острова. Но гости всегда найдут здесь радушный прием и прекрасный отдых.Исторический обзор приводит
В книге с привлечением большого исторического материала и мемуарной литературы рассказывается, как, когда и почему И.В.Сталина заинтересовали военные проблемы, на какой основе формировались его военные взгляды и знания, как и каких конкретных исторических условиях приобретался им практический опыт военной деятельности, каковы основные принципы выдвинутой им военной платформы Советского Союза. Все это выдвинуло И.В.Сталина в число выдающихся строи
О Северном Кавказе как в отечественных, так и в мировых СМИ, публицистической и научной литературе уже воздвигнут целый Монблан сведений. Но именно сведений. На самом же деле о регионе, его истории, национальных традициях, менталитете северо-кавказских народов мы знаем ничтожно мало. Особой «терра инкогнито» он остается для Запада, хотя Северный Кавказ постоянно присутствует в его политической жизни.В какой-то мере этот пробел решили восполнить а
Роман показывает, как любовь и предательство неразрывно связаны друг с другом, как дружба может превратиться в ожесточенную борьбу. Главные герои произведения ищут пути решения своих проблем. Довериться ли незнакомцу?
Книга включает в себя две статьи о литературе США и Канады двадцатого и начала двадцать первого веков.